0
1385
Газета Проза, периодика Печатная версия

27.12.2023 22:11:00

Гной, кровь, молоко

В сорокинской России снова лютует зима

Тэги: апокалипсис, россия, война, будущее, литература, поезд, проза, фантастика


12-5-1-t.jpg
Владимир Сорокин.
Наследие: роман.
– АСТ: Corpus, 2023.
– 352 с. (Весь Сорокин)
Новый роман Владимира Сорокина – последняя часть трилогии о докторе Гарине (первые две части – «Метель» и собственно «Доктор Гарин»), в которой добрый и многим читателям уже знакомый врач едет на поезде через Сибирь, с востока на запад, по миру, охваченному звериным насилием, хотя недавно прошедшая ядерная война («ядерка») вроде бы кончилась относительным миром. Поезд заправляется страшным топливом – ломтями человеческих тел, а сзади к нему прицеплен пыточный вагон Ши-Хо.

Как часто у Сорокина, в романе не только множество загадок, аллюзий, перекрестных книжных связей, умственной игры, но и грубой, а по нынешним временам еще и вызывающей, почти фрондерской физиологии. «Ксиобо и Лена решили жить вместе четыре года назад, когда гигант, хорошо заработав в Бийске на рытье братских могил, решил разгуляться. Выпив три ведерных стакана гаоляновой водки и натрескавшись свинины с лапшой, он направился в местный публичный дом, где, судя по рекламе, работали две большие женщины. Но не повезло: одна из женщин оказалась больной коровьим гриппом, другую увели в баню демобилизованные алтайцы. Ксиобо хотел было по пьяни (трезвый он был само спокойствие) проломить кулаком что-нибудь в поганом борделе, но его остановила матерной тирадой крохотная проститутка».

В этом не очень отдаленном будущем вся Россия – огненная, раздробленная, окитаевшаяся постапокалиптическая территория, в которой инвалиды все – и сам Гарин, передвигающийся на протезах, и его дети, рожденные от мутанток и говорящие на сломанном языке, и сам язык многих персонажей.

Противостоит этому гною и крови, распадающейся абсурдистской и ненадежной реальности – дар вкушения литературы. Не просто через чтение и писательство, а новым, особенным способом, через некое литературное молоко, из которого можно лепить творожные романы, из которого, возможно, слеплен и сам метароман «Наследие», тем более что иногда совершенно не ясно, случились уже описанные в нем события или только готовятся к воплощению. Впрочем, немудрено, что художественное время в тексте современного русского писателя настолько запутанно и нелинейно, у нас и за окном порой неясно что – настоящее, будущее или в который раз снова прошлое. Так что Сорокин попал в яблочко, как всегда. n





Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
2062
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1647
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
867
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
1100

Другие новости