Глава Минфина Антон Силуанов объясняет депутатам необходимость нового повышения налогов. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Россия завершает первый в своей истории год после существенного повышения корпоративных налогов, когда ставка налога на прибыль была увеличена с 20 до 25%. Никогда ранее в современной России налог на прибыль еще не повышался. Для зачисления в федеральный бюджет ставка налога на прибыль была повышена с 3 до 8%. А для зачисления в региональные бюджеты она сохранилась на уровне 17%.
В первоначальном тексте закона о бюджете на 2025 год Минфин заложил увеличение поступлений доходов в федеральную казну по налогу на прибыль почти в два раза (1,92 раза). Однако этот расчет оказался неверен. Вместо почти двукратного роста поступлений по налогу на прибыль федеральная казна получила прирост доходов только на 75%. При этом поступления в региональные бюджеты по налогу на прибыль фактически сократились (минус 2,5%). Такие данные опубликованы в докладах Счетной палаты об исполнении федерального и региональных бюджетов за три квартала 2025 года.
Поступления в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций с января по сентябрь 2025 года составили 2940 млрд руб. Тогда как в 2024 году доходы федеральной казны по налогу на прибыль за тот же период составляли 1680 млрд руб.
Слишком оптимистичные ожидания прироста доходов от повышения ставки налога на прибыль для федерального бюджета (в 2,7 раза) Минфин фактически признавал в ходе неоднократных исправлений закона о бюджете в течение всего 2025 года. В этих исправлениях план поступлений доходов по налогу на прибыль был снижен с 4186 до 3984 млрд руб. Причина такого условного недобора доходов по налогу на прибыль вполне объяснима общим падением прибылей в российской экономике, а также ростом доли убыточных предприятий. По данным Росстата, в январе–сентябре 2025 года сальдированный финансовый результат (прибыль – минус убыток) составил 19 222 млрд руб., что на 7,7% ниже номинальных значений за тот же период прошлого года. Эта статистика не включает малое предпринимательство, кредитные организации, а также государственные и муниципальные учреждения.
Полученная прибыль предприятий, по расчетам Росстата, за три квартала текущего года – 25 751 млрд руб. Тогда как в прошлом году этот же показатель суммарной прибыли был выше – 26 700 млрд руб.
Таким образом, опыт 2025 года доказал, что правительство РФ уже не может рассчитывать на пропорциональный прирост доходов бюджета при повышении ставок корпоративных налогов. В ситуации, когда власти одной рукой повышают налог на прибыль, а другой – подавляют экономическую активность, в стране бюджет скоро столкнется с сокращением налоговых доходов. И с фактом падения доходов уже столкнулись в уходящем году региональные бюджеты. Именно налог на прибыль предприятий, по оценке Счетной палаты (СП), оказывает «сдерживающее влияние на динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов». Налог на прибыль «в наибольшей степени подвержен влиянию внешних факторов, связанных с колебанием курсов валют, нестабильностью логистических связей, изменением ключевой ставки Банка России и прочими факторами», признали аудиторы СП.
Несмотря на спорный опыт повышения налогов, российские власти в 2025 году решили снова поднять ставку – теперь уже налога на добавленную стоимость – с 20 до 22%. При этом независимые экономисты сразу предупредили правительство, что ожидаемого прироста доходов оно не получит.
«Прогноз прироста поступлений по налогу на добавленную стоимость (НДС), оцениваемый Минфином РФ в 1,4 трлн руб., на наш взгляд, может не выполниться, поскольку предполагает не только реализацию наилучшей динамики основных макропеременных, но и непрерывный рост собираемости НДС. По нашим оценкам, существуют риски недополучения около 0,6 трлн руб. по НДС в 2026 году», – отметили эксперты Института Гайдара.


