Газета Печатная версия

23.05.2018 00:01:00

Стрела времени. Научный календарь 15-30 мая

• 1883 – включена первая передвижная электростанция для иллюминации Московского Кремля.

• 1915 – проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге. В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка: гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне. Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктором был 23-летний Александр Александрович Пороховщиков. Он создал в начале Первой мировой войны учебный самолет
  • П-4 с двойным управлением и мотором «Гном» мощностью в 50 л.с. В Гражданскую войну сражался летчиком в Красной армии, затем работал в конструкторском бюро, а в 1941 году был репрессирован.
  • 1923 – французский инженер Антуан Барнай получил патент на телефон с дисковым набором номера.
  • 1991 – британка Хелен Шармен первая из граждан своей страны покорила космос, совершив полет на советском космическом корабле «Союз ТМ12».

• 1502 – испанский мореплаватель Жуан да Нова, состоявший на службе у португальцев, открыл в Южной Атлантике остров Святой Елены площадью 122 кв. км, расположенный в 1950 км к западу от Африки.
  • 1937 – полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса в 11 ч. 35 мин. и высадила дрейфующую научную станцию «Северный полюс – 1». Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин.
  • 1954 – под Ленинградом открыта Центральная обсерватория Академии наук СССР.
  • 1956 – США впервые взорвали сброшенную с самолета водородную бомбу над атоллом Бикини.

• 1849 – Авраам Линкольн получил патент № 6469 на конструкцию плавучего сухого дока. До сих пор он единственный президент США – обладатель патента на изобретение.
  • 1973 – Роберт Меткалф и Дэвид Боггс опубликовали докладную записку, в которой описывалась экспериментальная сеть, построенная ими в исследовательском центре фирмы Xerox в Пало-Альто. При рождении сеть получила имя Ethernet, она базировалась на коаксиальном кабеле и обеспечивала скорость передачи данных 2,94 Мбит/с.
  • 1990 – американская софтверная фирма Microsoft представила операционную среду Windows.

• 1844 – изобретатель Сэмюэл Морзе ввел в эксплуатацию первую в США линию пишущего электромагнитного телеграфа между Вашингтоном и Балтимором протяженностью свыше 60 км.

• 1994 – в Принстонской физической лаборатории плазмы на устройстве типа «ТОКАМАК» ученые получили плазму с температурой 510 000 000 градусов Цельсия.

• 1959 – с мыса Канаверал (США) в космос впервые отправились две обезьяны-шимпанзе Авель и Бейкер, которые затем благополучно приземлились.

• 1919 – наблюдения полного затмения Солнца, проведенные Артуром Эддингтоном, полностью подтвердили теорию относительности Альберта Эйнштейна.
  • 2017 – из Турции на Нурекскую гидроэлектростанцию в Таджикистане доставлен трансформатор-гигант мощностью в 450 мегавольт-ампер, вес которого составляет 214 т.

• 2017 – пресс-служба Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) сообщила, что ученые ДВФУ совместно с коллегами из Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) и Университета Токио (Япония) синтезировали первый квантовый металл. Новый материал представляет собой двойной слой атомов таллия на монокристаллической подложке кремния. При температурах ниже минус 272 градусов по Цельсию этот материал переходит в сверхпроводящее состояние.