0
1657
Газета Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

"Говорить детям чистую правду"


В ТЕПЕРЬ уже прежние, советские времена почти в каждой из детских книжек, выпущенных "Детгизом" (а после - издательством "Детская литература"), можно было встретить обращение "К читателям" с просьбой присылать отзывы о книге по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43, Дом детской книги. Этот адрес знали все дети СССР. Сегодня, к сожалению, такие приглашения канули в прошлое. Но письма по-прежнему идут (книжки-то остались - пусть затертые, зачитанные), хоть и сменилось время, и даже адрес. Теперь этот дом, не сходя с места, "переехал" на 1-ю Тверскую-Ямскую, 13.

Основанный в 1949 году "Детгизом" Дом детской книги был задуман как творческая лаборатория, позволяющая создать обратную связь между издателем (писателем, художником, критиком) и читателем. За пятьдесят лет в Доме побывали, за редчайшим исключением, все те, кто делал современную детскую литературу, - писатели и художники, критики и литературоведы. Здесь не раз выступали, встречались с детьми Корней Чуковский и Самуил Маршак, Агния Барто и Сергей Михалков, Лев Кассиль, Николай Носов, Виктор Драгунский, Юрий Сотник, Валентин Берестов, Юрий Коваль, Эдуард Успенский, Григорий Остер... Здесь всегда работала и работает постоянная книжная выставка, где представлены все новинки детской литературы, проходят выставки лучших художников, презентации, встречи с авторами и читателями.

За годы многое в ДДК менялось. Времена бывали разные. Но цели людей, здесь работавших, оставались неизменными. Конечно, в 1949 году Дом создавали во многом для того, чтобы надзирать за литературным процессом и его отражением в сознании юных читателей. Декларировалось: дети должны читать хорошие книги, узнавать о новинках, приобщаться к разумному, доброму, вечному. И, как ни странно, в конце концов эта идея и победила. Как ни руководили Домом, как ни старались втиснуть в идеологические рамки (которые тоже менялись), как ни старались внушить детям привязанность лишь к определенной свыше писательской "обойме", литература все равно оставалась живым делом.

И дело не только в самих детях, которые все равно читают и любят то, что им нравится, опираясь при этом на свои чувственные, естественные ощущения. Важно и то, что в ДДК работали люди высокого профессионализма - филологи, журналисты, историки, актеры, музыканты, - которые волей-неволей советовали детям действительно хорошие книжки. Конечно, с потерями, уступками - приходилось ведь делать разные выставки, включать в списки "рекомендованного" сначала книги о Ленине, революционно-исторические, познавательные и только потом художественные.

Поскольку ДДК занимался изучением читательских пристрастий, интересов, "круга детского чтения", исследования давали много пищи для размышлений. К сожалению, их далеко не всегда можно было публиковать, как, например, в случае с исследованием "Непрочитанные книги", то есть теми книгами, которые пользовались наименьшим спросом... Здесь же проходила огромная работа по внутреннему рецензированию рукописей. И несмотря на все упреки советской цензуре и редактуре, откровенно слабых книг в те времена выходило гораздо меньше.

Поэтому в какой-то момент в Доме детской книги всегда побеждали дети, их интересы. Всегда присутствовал и дух свободомыслия: Дом был открыт для людей, способных противостоять официальному мнению. Именно здесь рождалась настоящая литература. Как сказал Юрий Коваль пять лет назад, на 45-летии Дома, "Дом детской книги - это национальное достояние. Такие места, которые воспринимаются как экологические ниши, надо беречь".

Все годы своей жизни Дом детской книги вел обширную исследовательскую работу. Здесь собирали уникальную научную библиотеку, куда поступали абсолютно все детские книги, выходившие в стране. Однако времена изменились, и после того как ДДК перестал быть отделением издательства "Детская литература" (произошло это по известным всем экономическим причинам), библиотека была вывезена. 250 тыс. томов (а именно столько удалось собрать), начиная с дореволюционного фонда, книг по искусству, фондов "взрослого" и собственно детского, лежат теперь мертвым грузом на складе издательства "Детская литература". Пользоваться библиотекой нельзя - и немногие знают, в каком она сегодня состоянии.

Пришлось начать комплектовать библиотеку заново. За шесть лет самостоятельного "плавания" удалось собрать 25 тысяч книг - в десять раз меньше, чем было прежде. В основном это издания последнего времени - примерно с 1991 года, - плюс что-то из "старого". Пополнение фондов происходит главным образом благодаря пожертвованиям издателей, писателей, критиков, художников, литературоведов и всех друзей ДДК. Есть надежда, что этот фонд будет живым, во всяком случае, им может пользоваться каждый желающий: получить необходимую справку, работать с библиографией; с ним занимаются студенты и профессиональные исследователи детской литературы. Кстати, не секрет, что многие из издающихся сегодня детских книг - переиздания, так что под вывеской "Детский читальный зал" скрывается вся история нашей детской литературы. А кроме того - журналы, старые и современные, серия справочных и библиографических изданий, критика и многое другое. "Почему же невозможно вернуть старую библиотеку?" - задаю вопрос директору Дома детской книги Ольге Борисовне Корф.

- Тут первостепенную роль играет старорежимное словечко "на балансе". Когда мы "разошлись" с "Детской литературой", библиотека была на балансе издательства. И куда бы мы ни обращались - в правительство Москвы, в Госкомиздат, власти не доверяют нам хранение этой библиотеки. То есть не доверяют, по сути, тому юридическому лицу, каковым мы на сегодня являемся, - обществу с ограниченной ответственностью - ООО "Дом детской книги". Хотя это, конечно, абсурдно, поскольку мы могли бы дать людям возможность пользоваться библиотекой.

Самое странное, что были вывезены не только книги, но и каталоги, которые являются продуктом интеллектуальной собственности сотрудников Дома. Их было несколько: каталог авторов, иллюстраторов, каталог сборников, алфавитный, тематический каталоги... Все это было с боем вывезено - и ДДК противостоять этому, увы, не смог.

Тем не менее работа в Доме идет. Большинство издателей предоставляют в качестве рекламного экземпляра свои книги для постоянной выставки и библиотеки Дома. ДДК торгует с большинством детских издательств Москвы - а это "Самовар", "Оникс", "АСТ", "Эксмо", "Бамбук", "Росмэн", "Белый город"... И, как ни странно, совсем небольшой по меркам современной книготорговли киоск, встречающий посетителя при входе в Дом детской книги, дает возможность обеспечить зарплату, коммунальные и хозяйственные расходы. Для продажи отбираются самые лучшие и интересные книги. Тем более с покупателем здесь постоянно советуются - и советуют тоже.

Дом оказывает и интеллектуальные услуги, консультирует издателей, помогает художникам, писателям. В Дом ходят студенты педагогических колледжей и вузов. Лекции по истории детской литературы и ее современном состоянии читают сотрудники ДДК. Таким образом, Дом детской книги превращается в своего рода обучающий и консалтинговый центр. Правда, очень дешевый и, скажем так, экологически чистый.

Кстати, многие идеи, которые "отлеживались" в недрах ДДК, сегодня реализуются издателями. И буквально только что Дом детской книги начал реализовывать давно вынашиваемую мечту - издание собственной книжной серии, куда войдут авторы талантливые, но почти не известные широкой публике. Пусть по облику, оформлению и изобразительному ряду она напоминает книги 20-х годов - но, возможно, это именно то, что нужно уставшему от однообразия читателю. Понятно, что для ребенка почти любая книжка новая, но и взрослым нужно читать своим детям что-то новое, по-настоящему интересное, а не читаную-перечитаную классику. Тем самым дедушки-бабушки, папы и мамы становятся ближе ребенку - прежде всего на эмоциональном уровне. Дом детской книги сделал пока что четыре книжки - Андрея Абрамова, Михаила Есеновского, Дарьи Герасимовой, Тима Собакина. Продолжение следует.

Или - совсем свежий пример. Художница Гелла Гринева принесла в ДДК свой перевод "Питера Пэнна" (в том виде, как он был у Джона Барри) и иллюстрации к нему. Сотрудники Дома детской книги заинтересовали работой директора калининградского издательства "Янтарный сказ" Анатолия Федоровича Махлова. Скоро будет книга.

Таким образом, Дом детской книги - не только клуб "по интересам", это прежде всего профессиональный клуб, куда участники процесса детской литературы приходят за необходимым - квалифицированной поддержкой.

В свою очередь, и Дом старается сохранить свои традиции в отношении к литературе и к детям. На вопрос, как удалось выжить, сохранить дом и при этом право высказывать собственное мнение о том, что происходит в литературе, Ольга Корф отвечает просто: "Детям врать нельзя. Когда мы их видим перед собой каждый день, когда рассказываем им о книгах, видим их реакцию, их глаза - тут уже не уйдешь от того, чтобы говорить им чистую правду".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
817
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1420
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1616
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1163

Другие новости