0
1875
Газета Интернет-версия

24.08.2000 00:00:00

Лев Толстой: Летопись последнего года жизни. Август 1910-го

Тэги: Толстой, Короленко


АВГУСТ 1910 года. Последний месяц лета. Время жатвы, сбора плодов, время подведения итогов. Толстовский месяц. Месяц его рождения. Нынче он отпразднует его в последний раз.

Лев Николаевич - в Ясной. Рядом с ним Софья Андреевна, Александра Львовна. Постоянно живут здесь домашний врач Душан Петрович Маковицкий, секретарь Валентин Федорович Булгаков. Татьяна Львовна с семьей наезжает из Кочетов, бывают сыновья - Лев, Андрей. Чертков тоже неподалеку, в Телятинках, у него проводит лето Александр Борисович Гольденвейзер, часто посещающий Ясную Поляну.

Посетителей в Ясной Поляне, жаждущих обрести кто духовную, а кто и материальную поддержку, великое множество. Однако они мало интересны Толстому. В начале августа он отмечает в дневнике: "Много посетителей пустых. Слаб телесно, и на душе не хорошо, не добро".

Но наконец-то в Ясной появится посетитель, которого все ждут с нетерпением.

Шестого августа приезжает человек, которой хотя бы на время рассеивает мрачное настроение обитателей Ясной Поляны, увлекает самого Толстого и его домашних своими рассказами и интересными разговорами. Это Владимир Галактионович Короленко.

"Я видел Льва Николаевича только три раза, - писал Короленко в статье "Великий пилигрим", имеющей подзаголовок "Три встречи с Толстым". - В первый раз это было в 1886 году, второй, в 1902-м и в последний - за три месяца до смерти┘

┘И когда я оглядываюсь на них, то впечатление у меня такое, как будто на длинном пути, загроможденном всякого рода жизненными впечатлениями... три раза весь этот житейский туман раздвигается, и на расчищенном месте является яркий образ крупного замечательного человека┘"

Напряженный интерес к Толстому проходит через всю жизнь Короленко. Еще в начале 80-х годов он пишет заметки о Толстом, и одна из последних его статей, помеченная 20 ноября 1920 года (умер Короленко в 1921 году), также посвящена Толстому.

Шестого августа 1910 года Короленко появляется в Ясной, придя пешком со станции Засека. О его пребывании и беседах с Толстым подробно рассказано и в "Записках" Маковицкого, и в "Записях" Гольденвейзера.

Толстой отмечает в дневнике: "Приехал Короленко. Очень приятный, умный и хорошо говорящий человек".

"Короленко оказался┘ прекрасным рассказчиком, - сообщает в своем дневнике Булгаков. - Материал для рассказов ему в изобилии давали воспоминания его богатой событиями жизни".

Все, кто был в этот вечер в яснополянском доме, отмечают огромный интерес Толстого к рассказам Короленко, внимание Льва Николаевича к собеседнику. На многие явления жизни - общественной, литературной, культурной - взгляды Толстого и Короленко совпадали. Короленко даже удается вовлечь Толстого в беседы на чисто литературные темы.

Вот что пишет об этом Валентин Федорович Булгаков: "Удивительно то, что в Ясной Короленко сумел удержаться на своей позиции литератора┘ Обыкновенно Лев Николаевич всех вовлекал в сферу своих интересов, религиозных по преимуществу, между тем Короленко, кроме того, что сосредоточил общее внимание на своих бытовых рассказах и вообще разных "случаях" из своей жизни, но еще и ухитрился вызвать Льва Николаевича на чисто литературный разговор, что редко кому бы то ни было удается".

После отъезда Короленко Толстой пытается возобновить прерванную работу над статьей "О безумии" - против эпидемии самоубийств, охвативших Россию в то время. Статья осталась неоконченной и опубликована была только после смерти Толстого. В это же время Лев Николаевич работает над исправлением корректур сборника "Путь жизни", но напряженная атмосфера в Ясной Поляне не располагает к творчеству. "Суета не дает работать", - записывает Толстой в дневнике.

Обстановка в Ясной Поляне в августе 1910 года очень тяжелая. Пожалуй, приезд Короленко - одно из последних радостных событий для всех. Толстой очень тяжело переживает историю с завещанием, прежде всего его тайное составление. Второго августа он записывает в дневнике: "Очень, очень понял свою ошибку. Надо было собрать всех наследников и объявить свое намерение, а не тайно".

Софья Андреевна догадывалась о существовании тайного от нее завещания, она чувствовала себя обиженной: как мог ее муж, проживший с ней 48 лет, скрывать от нее свои завещательные распоряжения? Она подозревала, что вдохновителем завещания является Чертков, и потребовала от Льва Николаевича порвать с ним всякие отношения.

Приехавший в Ясную Поляну Павел Иванович Бирюков так описывает ту атмосферу, которую он застал в доме Толстых: "Обитатели Ясной Поляны переживали тогда тяжелое время. Приезжие туда получали впечатление какой-то борьбы двух партий; одна, во главе которой стоял Чертков... и другая партия Софьи Андреевны..." И между этих обеих "партий" - ТОЛСТОЙ.

Лев Николаевич страдает по-настоящему. Рефреном в его дневниках звучит запись: "Что-то будет".

14 августа Толстой уезжает в Кочеты к дочери Татьяне, думая отдохнуть там душой, как не раз бывало. В Ясную Поляну он вернется только 22 сентября.

В Кочетах он много гуляет, ездит верхом вместе с Маковицким, посещает спектакль в школе, где деревенские мальчишки представляют "Злоумышленника" Чехова и где, как отмечает Маковицкий, "Лев Николаевич сердечно, громко смеялся"; работает над предисловием к сборнику "Путь жизни", переделывая его в общей сложности более ста раз. Замечательная запись Толстого в дневнике 20 августа: "Жив и более чем жив, чем ожидал┘ Утром правил "Предисловие".

Софья Андреевна тоже понемногу успокаивается в Кочетах. Толстой даже отмечает: "Софья Андреевна хороша. Если бы только не тревожилась".

28 августа - встреча дня рождения Толстого. "Рождение Льва Николаевича, ему 82 года. Чудный, ясный, летний день", - записывает в своем дневнике Софья Андреевна. В Кочетах - только самые близкие, на столе - небольшой букет полевых цветов, которые собрала внучка Танечка Сухотина.

28 августа 1910 года - последний день рождения Толстого, на котором присутствовал он сам.

Личная биография подходила к концу. Дальше будут дни рождения, которые мы будем праздновать без него, а после - те, которые будут праздновать и без нас. Но этот день всегда - для тех, кто есть, и для тех, кто будет, - останется Праздником Рождения Личности, Торжества Духа и Мысли.

28 августа. Вот и прошло последнее лето в жизни Льва Николаевича Толстого.

Все, что сбыться могло,
Понапрасну ни зло,
Мне, как лист пятипалый,
Ни добро не пропало,
Прямо в руку легло.
Все горело светло.
Только этого мало.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло,
Только этого мало.

(Арсений Тарковский).

Татьяна Меденникова,
старший научный сотрудник музея Л.Н. Толстого

(Публикации из этого цикла см. также в "EL-НГ", # 3, 5, 11, 15, 18, 23, 27)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
916
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
691
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
932
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
618

Другие новости