0
2702
Газета Печатная версия

02.06.2021 20:30:00

Создатель народной литературы

Как Евгений Попов покупал книги в библиотеках

Тэги: проза, урюпинск, красноярск, енисей, народ, максим горький, шаляпин, пенцентр, василий аксенов, александр кабаков, ахмадулина, венедикт ерофеев, сапгир, катаев, градский, мемуары, диалоги


20-13-2480.jpg
Сибиряк, пьяница, скандалист, знаменитый
писатель Евгений Попов. 
Фото Андрея Щербака-Жукова
«Сидор Матрасович родился в Урюпинске. Его отец был печник, мать доярка, дед стрелочник… – и через абзац читатель уже спит, урытый дедушками, прабабушками, решительно не понимая, какое ему дело до урюпинского стрелочника, – иронизировала писатель Елена Черникова в одном из интервью. – В любых жизнеописаниях невыносимо линейное, последовательное, диахроническое изложение».

Сегодня (авто)биографическая проза в тренде, и наши современники выработали разные схемы, чтобы результаты получались не столь скучными. Качественный образец биографической книги – сочинение Михаила Гундарина. «Каноны» нарушаются уже с названия: во-первых, озаглавлена книга строчкой из песни, имеющей в нашей стране репутацию «тюремной», во-вторых, своего героя биограф представляет так, словно он оттуда и вышел… Это один из «манков» книги. Впечатление, способное возникнуть у незнакомых с писателем людей, – не сомневаюсь, что эту книгу прочтут не только в литературных кругах, – развеет полномерная и искренняя биография Евгения Попова, которую рассказывают двое, Гундарин и его герой. В 20 главах – от рождения 5 января 1946 года «в городе К. на великой сибирской реке Е., впадающей в Ледовитый океан» (практически мем из прозы Попова) до нынешнего руководства Русским ПЕН-центром (да, и с проблемами ПЕН-центра, если кому интересны именно они). А цитату автор объяснит в предисловии: «Ну а песня, по первой строке которой названа книга, попросту гениальна. В ней есть все, что надо знать о нашей жизни и нашей великой стране. То-то ее так любили Максим Горький и Федор Шаляпин».

Гундарин следует примеру полифоничности текста, поданному самим же Поповым. Зимой 2010 года, вскоре после смерти Василия Аксенова, Евгений Попов и Александр Кабаков задумали писать книгу про него. При жизни Аксенов не хотел, чтобы о нем писали мемуары (это отмечает Попов). После его ухода можно было написать только «…книгу диалогов – об Аксенове, о времени, о себе». Труд двух авторов получил премию «Большая книга». «Представляется, что полифоническое строение книги во многом и обеспечило ей успех – она какая угодно, но не монотонная, не скучная, – рассуждает Гундарин. – Кроме авторских, «сугубо субъективных» реплик обоих писателей в нее включено много материала информационного, «объективного». Ту же манеру, которую Попов и Кабаков применили в книге «Аксенов», использовал Гундарин. С пояснением: «Такая система многих голосов, многих материалов привычна для книг Евгения Попова в большей степени, чем для книг Александра Кабакова, который предпочитал линейную развертку повествования». Иными словами, книга Гундарина о Попове восходит к творческому почерку Попова.

20-13-11250.jpg
Михаил Гундарин. Солнце
всходит и заходит: Жизнь
и удивительные приключения
Евгения Попова, сибиряка,
пьяницы, скандалиста
и знаменитого писателя.– СПб.;
М.: RUGRAM_Пальмира, 2021. –
460 с. («Пальмира – проза»).
Биограф «ведет диалог» прежде всего с текстами Евгения Попова, беря из них огромные цитаты. Это практически все творчество Попова: и ранние рассказы «Сын офицера», «Пение медных», и десятки более поздних рассказов, и романы «Душа патриота, или Письма к Ферфичкину», «Накануне накануне», «Подлинная история «Зеленых музыкантов», «Арбайт», и уже упомянутый «Аксенов», и самый новый сборник писателя «В поисках утраченной духовности», и интервью. Большие выдержки из текстов приводят к тому, что книга Гундарина читается как собрание сочинений Попова. К этому массиву автор книги привлекает комментарии «третьих лиц», критиков и литературоведов (Александр Архангельский, Кира Сапгир, Ольга Осьмухина, Майя Кучерская и др.). Тем самым не только подчеркивается значимость художественного явления «Евг. Попов», но и дается анализ прозы писателя в разные годы, динамики его развития, выявляются его магистральные темы, особенности поэтики, основные герои (часто шаржированные автопортреты – писатель Гдов, Н.Н. Фетисов, Е.А. Попов).

Лично мне очень любопытно, почему «второе я» писателя иногда называется Гдов. Это древний город в Псковской области – но где Псковщина, а где город К. на реке Е.? Может, Гдов значит древнерусское сокращение слова «Господов»? Священные слова наши предки на письме почтительно брали под титло. Возможно, тут допущен шуточный каламбур с фамилией Попов – поп чей? Г (оспо) дов.

Вплетена в тексты и прямая речь главного героя в главках «Говорит Евгений Попов». В этом – преимущество жизнеописания ныне здравствующего человека. Поскольку «Говорит Евгений Попов» почти после каждого эпизода своей жизни, текст Гундарина постоянно словно бы воспроизводит излюбленный творческий метод Попова – автокомментирование (о нем в книге говорится много). В конце книги приводится комментарий от ее создателя: «Список упомянутых в книге персон».

Может показаться, что самого Гундарина мало в книге, потому что он как будто ничего не изрекает, только соглашается со сказанным другими людьми. Но если вдуматься: кто, как не он, подбирает цитаты, дает слово Попову в нужные моменты и создает атмосферу книги? «Безвременье вливало водку в нас», – скажет в 1970-х еще один знакомый Попова». Гундарин пояснил: Высоцкий для него – почти ровесник Попова и советская старина. Через его песни он и пытался понять то время, в котором не жил. Мне кажется – получилось. Так что биограф в своем труде – не марионетка, а кукловод.

20-13-12250.jpg
Евгений Попов. В поисках
утраченной духовности.
Рассказы, очерки, портреты,
случаи, эссе и другие
художественные
произведения.– СПб.; М.:
RUGRAM_Пальмира,
2020. – 492 с.
Меня больше всего поразило и запомнилось то, как молодой Евгений Попов решал проблему лютого книжного дефицита в советские годы: «Там (в библиотеке. – Е.С.) набирает книг из своего списка, оставляет 25 рублей залога и исчезает навсегда». Неожиданная черточка, апеллирующая к хулиганскому заголовку!.. По словам Гундарина, этот трюк его герой проделал не в одной командировке. Всегда честно расплачивался, но мироздание откликнулось: «Судьба, впрочем, отомстит – посланный из Усть-Каменогорска книжный груз кто-то изымет в свою пользу по дороге…»

Новая книга Евгения Попова «В поисках утраченной духовности», сильно отразившаяся в книге Гундарина, состоит, как и указано в подзаголовке, из рассказов, очерков, портретов и эссе. Здесь их более полусотни. Очерки с подзаголовком «Портрет» о современниках и знакомых Попова (Кабаков, Ахмадулина, Венедикт Ерофеев, Сапгир, Катаев, Градский и многие другие) идут вперемешку с воспоминаниями, так называемыми «случаями» (яркими штрихами из жизни) и чисто художественными сочинениями, которые, впрочем, у Попова всегда тесно связаны с действительностью и не уходят в сферу чистого искусства. Это, например, изящные «рассказы на ладони», ровно такого объема.

Благодаря этому на первый взгляд бессистемному построению новый сборник малой прозы Попова воспринимается не как мемуары – но как исповедь, как переосмысление прожитого. Итог ему подводит Александр Кабаков, год назад покинувший нас, в концентрированной заметке «Евгений Попов и его народ»: «Евгений Попов – не просто народный писатель, он создатель истинно народной литературы».

Двенадцать лет назад я писала в рецензии на трехтомник Попова «Песня первой любви», «Каленым железом» и «Ресторан «Березка»: «Дыхания текста в прозе Евгения Попова – более чем!.. Его прозу не читаешь. С ней разговариваешь, споришь, дружишь, бранишься, не впадая в грех политкорректности, и даже дерешься на кулачки». А сейчас думаю, можно ли что-то другое сказать об этом феномене – и не получается.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
2034
Имеющий в руках цветы плохого совершить не может

Имеющий в руках цветы плохого совершить не может

Нина Краснова

Исполнилось 100 лет со дня рождения поэта и прозаика Владимира Солоухина

0
1655
Полное право спать в халате

Полное право спать в халате

Лера Манович

Добрый Базаров, страшил Вука и другие плоды просвещения

0
1725
Без гвоздя в голове

Без гвоздя в голове

Андрей Мартынов

Взаимные ошибки на путях к катастрофе

0
1523

Другие новости