0
3087
Газета Печатная версия

07.12.2022 20:30:00

От Оренбурга до Владивостока

Виталий Молчанов о писательских трамплинах и литературной резиденции на родине Черномырдина

Тэги: поэзия, дельвиг, регионы, оренбург, махачкала, владивосток, омск, петрозаводск, фантастика, премии, семинары, совещания, черномырдин, донецк, донбасс, молодая гвардия

Виталий Митрофанович Молчанов (р. 1967) – поэт, председатель Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей, директор областного Дома литераторов им. С. Т. Аксакова. Родился в Баку (Азербайджан). Учился в Азербайджанском институте нефти и химии и Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина. Много печатался в периодике. Автор семи сборников стихотворений, среди которых «В конверте неба», «Про Лешего и не только», «Фрески». Лауреат премии губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира», премии журнала «Дети Ра», международного фестиваля литературы и искусства «Славянские традиции», Волошинской премии (2016), Всероссийской премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (2016) и многих других.

46-10-1480.jpg
Без книг писателей не бывает.  Петр
Богомолов. Натюрморт с книгами. 1737.
Государственный музей керамики 
и «Усадьба Кусково XVIII века»

В этом году Виталию Молчанову исполнилось 55. В юбилейный год он удостоился премии «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известной как премия «Золотой Дельвиг». Об успехах и достижениях, а также о семинарах и совещаниях с Виталием МОЛЧАНОВЫМ побеседовал Вячеслав МОИСЕЕВ.

– Виталий Митрофанович, вас можно поздравить не только с 55-летием, но и со значительным количеством книг, премий, с вашими достижениями в виде благодарности и от молодых писателей за их первые книги, и от немолодых писателей за те мероприятия, которые вы организуете: это и проекты «Мы выросли в России», и «Красная гора», и «Литературная резиденция». А что стало самым большим литературным достижением в вашей жизни?

– С каждой поэтической книгой – а их у меня сейчас семь, и готовится избранное к публикации в Москве – я понимаю, что все они для меня очень дороги. Все стихи, которые вошли в эти сборники, получили признание, получили прессу и очень благодарные отклики от людей, которые меня читают. Когда наступает очередной этап – круглая дата, например, люди поздравляют меня не только как организатора, приятеля, друга, но и как поэта, желают новых хороших произведений. Вот это самое важное. А из наград, конечно, отмечу врученную мне в начале этого года премию имени Дельвига «За верность Слову и Отечеству», потому что я считаю, что она у нас наиболее значимая поэтическая награда, которая полностью характеризует мое творчество. Ее мне вручили за поэму «Донецк», написанную по мотивам поездки в Донбасс в 2017 году. Я там сразу понял, на чьей я стороне.

А что касается книг – пока мы живы, мы пишем книги. Слышим часто от молодежи: вот, да кому эти книги нужны? Да вот, мы сидим в соцсетях, в своих маленьких литературных объединениях, стихийно возникших, читаем друг друга, радуемся друг другу. Это все, конечно, неплохо, но очень далеко от профессионализма. Поэтому нашим молодым товарищам всегда советую: ребята, вырывайтесь из тени, выходите на простор. Без книг писателей не бывает.

– Но при этом почему-то они очень радуются, когда им отдаешь изданную книгу. Они просто на седьмом небе от счастья.

– Книга – это самое главное, это важный этап твоего творчества. Ты издал книгу, и она есть вещественное доказательство того, что ты свои годы прожил не зря. Ты писал, сочинял, творил – и вот результат. Нет, соцсети никто не отрицает, это дело очень хорошее для общения, для рекламы.

– Плавно переходя к вашим организаторским талантам: что бы вы отметили здесь как главное?

– Главное, конечно, – семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». Мы с вами причастны к его возникновению, к его раскрутке, к нынешнему федеральному формату. Потому что не каждый региональный проект выходит на федеральный уровень. Очень бы хотелось, чтобы он получил продолжение. Как раз сейчас я пишу заявку в Фонд президентских грантов на 2023–2024 годы. Естественно, как каждый живой проект, он должен расти и развиваться, поэтому будет он теперь проходить не в пяти федеральных округах, а в шести – к Оренбургу, Махачкале, Каменску-Уральскому, Омску и Петрозаводску добавляем Орел. И не только вширь должен расти наш семинар, но и вглубь, поэтому будет еще одно направление, и я считаю его одним из самых важных, – детская литература. То есть шесть секций семинара-совещания в шести регионах ждут молодых авторов.

– До Владивостока когда-нибудь доберемся?

– Доберемся. Но не сразу. Больно уж он далеко. Мне надо сначала самому там побывать, посмотреть своими глазами, что там делается, а я знаю, что там проводятся хорошие литературные мероприятия. Но нет ничего хуже, чем заявиться и не провести. И еще есть у меня мечта, скорее бы она осуществилась: очень хочу провести семинар «Мы выросли в России» в Донецке. Когда там прекратятся обстрелы, когда жители начнут возвращаться, мы обязательно его проведем. Донбасс – это литературоцентричное место. Это я знаю по тем писателям, которые приезжали оттуда на наши мероприятия в Оренбург.

– Чем, на мой взгляд, интересны и замечательны семинары «Мы выросли в России», так это тем, что молодые писатели очень стремятся на них попасть. Если не ошибаюсь, на семинар в Омске в феврале этого года на 50 мест было 406 заявок!

– Мы потому и стали проводить семинары в общефедеральном формате, в разных городах страны, что не все молодые ребята могут приехать, допустим, из того же Омска на семинар в Оренбург: далеко добираться, с пересадками, да и дорого. И когда решили проводить семинары по федеральным округам, мы просто минимизировали затраты семинаристов на билеты. Поэтому они и отозвались на приглашение подавать заявки. А то, что ребята к нам рвутся… «Мы выросли в России» – уже традиционное мероприятие, которое из года в год улучшается, мы не повторяем тех ошибок, которые случались, допустим, пару-тройку лет назад. Программу семинаров делаем более удобной и интересной. К тому же у нас всегда тщательный отбор руководителей семинаров: это известные, маститые писатели и очень внимательные к молодежи. Ведь можно быть замечательным писателем, но не уметь работать с молодежью.

– Огласите, пожалуйста, весь список. Ну, хотя бы некоторых назовите.

– Прозаик, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев – он, кстати, уже дал согласие приехать на семинар в Петрозаводск в конце ноября. Первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко. Евгений Чигрин хочет приехать, Алексей Остудин, Андрей Щербак-Жуков – секция фантастики была создана по его настоятельной просьбе. Сергей Чекмаев, Максим Гуреев. Это команда, которая за последние годы у нас сформировалась, и я считаю, что такой звездный состав очень влияет на имидж нашего семинара.

– Для молодежи, мне кажется, очень важно еще и общение, причем не только с мэтрами, но и с ровесниками или почти ровесниками…

– Сейчас я пишу заявку на грант для проведения семинара в 2023–2024 годах и начал смотреть, кто чего достиг из наших лауреатов прошлых лет. Александра Шалашова, Михаил Червяков, Ирина Родионова, Оксана Васильева многого добились, выпустили новые книги, получили премии. «Мы выросли в России» – хороший трамплин. И эти люди никуда не исчезают с литературного горизонта, продолжают свои труды и добиваются успехов. Это, собственно, то, для чего мы и проводим наш семинар. Мы даем путевку в жизнь, мы даем направление, а дальше – все они ребята талантливые и при известной трудоспособности могут получить значительный результат.

– Я обратил внимание: когда семинар вышел на общефедеральный уровень, отбор стал не то что более жестким, а просто заявки стали поступать от таких ребят, которые вполне серьезно занимаются литературным творчеством. Это для них не хобби, это профессия. Кто-то учится в Литинституте, кто-то уже окончил его, кто-то получил диплом сценарного факультета ВГИКа или ГИТИСа.

– Я думаю, что в дальнейшем мы изучим ситуацию и года через два, возможно, добавим седьмой семинар – переводной литературы. Потому что переводчиков у нас крайне мало, а хороших – вообще по пальцам пересчитать. Хотелось бы, чтобы эта ниша тоже была занята, чтобы молодые писатели переводили хотя бы друг друга. И секцию детской литературы я добавил не зря. Нынешней детской литературой я не то чтобы недоволен всей, но очень недоволен детской поэзией. К сожалению, она усредненная, обедненная. Самое большое достижение современных детских книг, которые я вижу на прилавках, – это красивые обложки и картинки, а содержание очень бедное. Может быть, поэтому я написал книжку для детей «Приключения Рифмы в стране Поэзии». Мне захотелось вовлечь детей в искусство стихосложения, помочь им сделать первые шаги к поэзии. Отсюда и сказочные персонажи – царевна Рифма, воеводы Размер и Ритм.

– Знаю, что эту книгу вы отправили на Литературный конкурс правительства Москвы имени Корнея Чуковского. Чем все закончилось?

– Закончилось все довольно-таки интересно: моя книга вошла в десятку лучших детских книг, изданных в стране за прошлый год. Хотя я себя не позиционирую детским поэтом. И то, что правительство Москвы пожелало купить 200 экземпляров «Приключений Рифмы…» для библиотек столицы, было весьма приятно. Словом, если есть желание что-то написать – садись и пиши. А вдруг?.. Другой вопрос – сколько Оренбургская область захочет купить для наших библиотек?

– Посмотрим. Ну а каковы ваши творческие планы?

– Да планов громадье. Написать продолжение «Приключений Рифмы…», может быть. Уже говорил, что сейчас готовлю том избранных произведений для московского издательства, осталась последняя глава. Книга страниц на 300–400 – это очень большая ответственность. Вчера написал стихотворение, посвященное подвигу «Молодой гвардии», для музея Краснодона. И конечно, спроецировал его на наше время. А сейчас первое для меня – добить книгу, дописать грант, посадить дерево… И еще надо сказать: у нас в Оренбурге команда хорошая, про нее какими-то путями узнали не только в стране, но и в зарубежье, как ближнем, так и дальнем. Словом, правильной дорогой идем, главное, чтобы сил хватило.

Кроме того, я очень благодарен Ассоциации писателей и издателей за то, что нам предоставили возможность иметь свою литературную резиденцию в Черном Отроге, на родине Виктора Степановича Черномырдина, и иметь возможность отправлять наших писателей в другие резиденции – в лучшие гостевые дома, санатории, профилактории России. Только что вернулась наша поэтесса и редактор журнала «Гостиный Дворъ» Наталья Кожевникова из «Чистого ключа» в Каменске-Уральском и очень довольна. В нашей черноотрожской резиденции меняется уже четвертый состав. Я считаю, это огромнейшее достижение ассоциации, за что огромнейший ей респект.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рост коммунальных платежей шокировал жителей регионов

Рост коммунальных платежей шокировал жителей регионов

Анатолий Комраков

Россияне оценили последствия экстренного повышения тарифов в декабре

0
588
Владимир Соловьев и Лики Муз

Владимир Соловьев и Лики Муз

Виктор Коллегорский

Диптих к юбилею философа и поэта

0
249
А тишина осталась тишиной

А тишина осталась тишиной

Галина Щербова

Случается, голос музы звучит сильнее голоса пушек

0
351
В нем угадывался человек бывалый

В нем угадывался человек бывалый

Максим Артемьев

Откуда взялись у Грибоедова и Лермонтова «хрипун» и «отец солдатам»

0
484

Другие новости