0
5852
Газета Печатная версия

05.04.2023 20:30:00

Тьмы низких истин…

Александр Сергеевич и Бонапарт

Тэги: история, поэзия, россия, свобода, политика, пушкин, наполеон


11-15-11250.jpg
Ольга Муравьева. Пушкин
и Наполеон. – М.:
Русский путь, 2022. – 182 с.
Строки Пушкина цитируются всегда. Просто потому, что он помогает жить. Его светлый гений дает надежду, особенно в непростые времена. Как часто, к месту и не очень, вспоминают, к примеру, знаменитые слова: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Однако не каждый помнит, как и когда они появились. Александр Сергеевич написал их в 1830 году, находясь в Болдине, окруженный холерными карантинами. Его знаменитая Болдинская осень дала мировой литературе много шедевров. И одним из них стало стихотворение «Герой». Именно там и засияли «низкие истины».

«Герой» не дает покоя пушкинистам уже который век. Необычность построения и завораживающий тайный смысл этого произведения порождает все новые и новые гипотезы тех, кто пытается проникнуть в сокровенный и бездонный замысел великого поэта. И одной из них стала пушкинистка, сотрудница Пушкинского Дома, участник почти всех последних изданий Пушкинской комиссии Академии наук Ольга Муравьева. Именно «Герой» стал основой ее изящного исследования «Пушкин и Наполеон».

«Герой» Пушкина – это диалог двух героев – Друга и Поэта на темы о том, что такое настоящий тиран – мучитель или герой. И одним из главных предметов их спора является Наполеон Бонапарт. Правда, ряд исследователей считают, что спорщики обсуждают не только деяния Наполеона, но и бесстрашную поездку Николая I в охваченную холерой Москву. «Пушкин и Наполеон» – размышления о роли Бонапарта в творчестве великого поэта – Муравьева выстроила также в стиле пушкинского великого стихотворения. Ее книга – это также диалог двух главных действующих лиц – Историка и Друга.

Работа читается очень легко. Герои спорят, затрагивая фундаментальные проблемы, которые волновали Александра Сергеевича. Перебивают друг друга, приводят свои соображения о том, как воспринимал Наполеона поэт в разные периоды своей короткой жизни.

Здесь и знаменитая строфа: «Хвала!.. Он русскому народу/ Высокий жребий указал/ И миру вечную свободу/ Из мрака ссылки обещал». Здесь и другие строки: «Сей муж судьбы,/ Сей странник бранный,/ Пред кем унизились цари/ Сей всадник, папою венчанный,/ Исчезнувший, как тень зари». И конечно: «Напрасно ждал Наполеон,/ Последним счастьем упоенный,/ Москвы коленопреклоненной/ С ключами древнего Кремля./ Нет, не пошла Москва моя/ К нему с повинной головою...»

«Певец империи и свободы» – так удивительно точно назвал Пушкина философ-эмигрант Георгий Федотов. Поэт действительно любое явление, любое чувство мог в одной строке рассмотреть с самых разных сторон сквозь только ему одному доступный «магический кристалл».

Эта книга необычайно интересна. Потому что через фигуру Наполеона Пушкин размышлял о том, что есть власть и стоят ли исторические победы испытаний для народа. И продолжал восхищаться Россией, сумевшей сложить к своим ногам знамена одного из самых величайших полководцев и государственных деятелей в мировой истории.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Старая гвардия" Жириновского самораспустилась

"Старая гвардия" Жириновского самораспустилась

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Возможное исключение Нилова подчеркнет новую роль партии Слуцкого

0
410
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Геннадий Петров

Президент США, не добившись желаемых результатов, объявил об окончании боевых действий

0
410
Как в СССР готовилась элита научных кадров в области общественных наук

Как в СССР готовилась элита научных кадров в области общественных наук

Андрей Ваганов

«Конвейер» по созданию красной профессуры

0
338
Три античных источника естествознания

Три античных источника естествознания

Вадим Розин

Эмпирические знания, идеальные объекты и философские представления о познании

0
312

Другие новости