0
2209
Газета Печатная версия

06.09.2023 20:30:00

Твой скандальный старик

Российские библиофилы поддержат парижских букинистов

Тэги: библиофилы, букинисты, сеславинский, автографы, лансере, жуковский, борис житков, стихи, эразм роттердамский, чуковский, серебряный век


библиофилы, букинисты, сеславинский, автографы, лансере, жуковский, борис житков, стихи, эразм роттердамский, чуковский, серебряный век Книголюбы отрепетировали пикеты в Париже. Алексей Кравченко. Букинисты на набережной Сены. 1931

В конце августа члены клуба «Библиофильский улей» Национального собрания библиофилов (НСБ) собрались на свое 137-е заседание, тема которого уже много лет определена как «Летняя книжная окрошка». Открыл его собиратель каталогов частных собраний Игорь Быков, которому удалось приобрести редкость XIX века – каталог библиотеки (1819) Александра Власова (1777–1825). Тираж книги составил 25 экз. Кроме того, его библиотеку пополнила небольшая книжечка на французском языке «Две ксилографии из библиотеки покойного князя Михаила Голицына, полномочного посла России при Мадридском дворе, описанные им самим» (1864). По словам ее издателя – Сергея Соболевского, было выпущено два экземпляра на пергаменте и не более восьми – на бумаге. В собрании Быкова находится экземпляр № 1 с автографом издателя.

Собиратель поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин продемонстрировал редкое прижизненное издание трактата «О приготовлении к смерти» (1534) Эразма Роттердамского (1469–1535), а затем рассказал о первом издании стихотворения Василия Жуковского «Певец на Кремле» (1816), в котором были запечатлены события Отечественной войны 1812 года. Главный редактор журнала «Невский библиофил» Андрей Дорошин показал первое издание первой части романа Бориса Житкова «Виктор Вавич» (1929) с автографом художнику, одному из основателей ленинградской школы книжной графики Владимиру Лебедеву. Отличительной особенностью экземпляра Андрея Юрьевича является суперэкслибрис «В.Л.», никогда прежде не встречавшийся на книгах из библиотеки художника. Журналисту и писателю Юрию Ростовцеву удалось пополнить свою коллекцию книгой Корнея Чуковского «Современники» (1962), происходящей из библиотеки пушкиниста Юлиана Оксмана, а позднее оказавшейся в собрании литературоведа Ильи Зильберштейна. Экземпляр Юрия Алексеевича имеет дарственную надпись: «Обожаемому Юлиану Григорьевичу сердечный привет от Корнея Чуковского. Май 62. Переделкино».

Петербургский собиратель прижизненных изданий поэтов Серебряного века Геннадий Леоненков представил один из 14 (по его подсчетам) сохранившихся экземпляров сборника стихотворений Валериана Бородаевского «На лоне родимой земли» (1914) в обложке с виньеткой Владимира Фаворского. Его экземпляр содержит инскрипт, адресованный переводчице, автору литературных и художественных критических статей Александре Чеботаревской, который объясняет, почему автор решил поменять обложку: «Моя книга в том в виде, какой у нее был первоначальный вид, не выйдет. Сверхъестественная виньетка, сделанная без моего одобрения, настолько возмутила приятелей, что обложку приходится сдирать и заменять таким образом. Вы имеете у себя некоторого рода библиографическую диковинку. Валериан Бородаевский. 6 апреля 1914 года». Стоит отметить, что при массовом выходе книга поменяла не только обложку, но и название, став «Уединенным долом». Еще один собиратель поэзии Серебряного века из Санкт-Петербурга Константин Костюченко приобрел на аукционе копию машинописного текста неопубликованной поэмы Василия Князева (1887–1937) «Либбэ-эссе» (1924–1925) с его подписью и карандашными правками, а также его последнюю книгу «За четверть века» (1936) с любопытной дарственной подписью – «твой скандальный старик».

Председатель совета НСБ Михаил Сеславинский представил книгу Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука», служащую продолжением «Семейной хроники» Аксакова (1858), с автографом, адресованным философу-славянофилу Юрию Самарину: «На добрую память Юрию Федоровичу Самарину, славянофилу и просто замечательному человеку. С. Аксаков. Ноября 6. 1858 г. Москва». Еще две книги, которые пополнили собрание библиофила, – «Дафнис и Хлоя. Повесть Лонгуса» (1904) и «Антихрист: Петр и Алексей» (1905) Дмитрия Мережковского. На титульном листе первой из них содержится дарственная надпись: «Евгению Евгеньевичу Лансере от поклонника его таланта. Д. Мережковский. 24 февраля 1905 г. С.П.Б.», а на авантитуле второй: «Евгению Евгеньевичу Лансере с благодарностью и надеждой новых работ от горячего поклонника. Дм. Мережковский 19/IV 05.». Обе книги происходят из библиотеки художника Евгения Лансере (1875–1946), о чем свидетельствует золототисненый суперэкслибрис «Е.Л.» на корешках книг. В завершение была представлена редкая линогравюра «Букинисты на набережной Сены» художника Алексея Кравченко (1931) из собрания Леонарда Черткова и эскиз к ней из собрания Сеславинского. Председатель НСБ анонсировал свой визит в Париж, где планирует провести малое заседание клуба в поддержку букинистов, которых мэрия города хочет выселить с исторического места на время проведения Олимпийских игр в 2024 году.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чудо в быту и на производстве

Чудо в быту и на производстве

Николай Калиниченко

Спрятанное волшебство Юрия Олеши, Михаила Булгакова и Леонида Леонова

0
2479
Две пасти, восемь лап

Две пасти, восемь лап

Весь мир в кармане и другие стихотворные игры и миниатюры

0
3355
Кастаньеты Страдивари

Кастаньеты Страдивари

Александр Хорт

Всякая всячина о магнолиях, алиментах и родительском воспитании

0
3635
Свидетель далекого прошедшего

Свидетель далекого прошедшего

Андрей Мартынов

Вместе с Блоком, Горьким и Соловьевым

0
1780

Другие новости