0
980
Газета Печатная версия

28.05.2025 18:22:00

Человек, который знал все звезды

760 лет со дня рождения Данте Алигьери

Тэги: поэзия, данте, италия, божественная комедия, ад, рай


В эти дни мировая литература отмечает 760-летие со дня рождения Данте Алигьери, поэта, создателя итальянского литературного языка, автора «Божественной комедии». Точно день его появления на свет неизвестен, поэтому отмечается во второй половине мая.

Происходил Данте из семьи обедневших дворян – римский род Элизеев в свое время участвовал в основании Флоренции. В этом городе родился и будущий поэт, там же увидел свою музу Беатриче – девушку из богатого дворянского рода Портинари. Он так робел, что не мог даже говорить в ее присутствии. Девушка вышла замуж за другого, родила троих детей и умерла, когда ей от роду было всего двадцать пять лет. Так что любовь Данте была чисто платонической. Сам он женился уже после смерти Беатриче на Джемме Донатти, тоже девушке из достаточно богатой семьи.

Во Флоренции же поэт учился, писал первые стихи. Обучал его поэт и ученый Брунетто Латини – античной и средневековой литературе, естествознанию и даже некоторым вполне еретическим учениям. Тогда в школах устраивали диспуты среди учеников, и нужно было уметь аргументировать разные точки зрения. Данте попытался было стать юристом, но в этом деле не преуспел, высшее, как сказали бы сейчас, образование он получил намного позже, уже не на родине, а в изгнании.

Противостояние гвельфов и гибеллинов, сторонников усиления власти Римского папы и борцов за владычество в Италии императора Священной Римской империи, начались еще при деде поэта, Беллинчоне Алигьери, его же первым в роду и изгнали из Флоренции. С попытками делать политическую карьеру связано изгнание и Данте Алигьери. Несмотря на то что победили гибеллины, которых придерживался поэт, партия внутри уже разделилась на белых и черных. Изгнав гвельфов, черные изгнали и белых гибеллинов вместе с Данте, обвинив их в растрате и коррупции. Род Джеммы Донатти поддерживал черных гибеллинов, и она осталась беречь отцовское состояние.

Данте Алигьери в изгнании покровительствовали правитель Вероны – Кан Великий, которому поэт посвятил третью часть «Божественной комедии» («Рай»), а также сеньор Равенны – Гвидо да Полента. Данте так и не вернулся во Флоренцию, даже после его смерти власти Равенны отказались отдавать его останки и личные вещи на родину.

Поэт учился в Болонье, участвовал в диспутах в Сорбонне, его знали в научных кругах. К тому времени он написал несколько трактатов, причем на живом итальянском языке, а не на латыни. После смерти Беатриче Данте дал себе зарок – написать о своей музе так, как никто и никогда не писал о женщине. Это обещание подтолкнуло его оставить науку, и он занялся тем, что сам назвал «Комедией». По одной из версий, ее уже позже с легкой руки Джованни Бокаччо стали именовать «Божественной», это название и закрепилось за произведением.

В то время комедией часто называли не только юмористические произведения, но и тексты, у которых было мрачное начало, а финал – светлый. Впрочем, есть и другие объяснения, от самого Данте. Он считал, что комедия включает в себя все виды поэзии, описывающие как трагические, так и смешные явления жизни. Данте так писал Кану Великому: «Комедия отличается от трагедии по содержанию тем, что трагедия в начале приятна и спокойна, в конце же ужасна, а по изложению – трагедия высока и торжественна, а комедия низка и смиренна, и язык ее простой, которым говорят и женщины». Комментарий, очевидно, связан с тем, что женщины в то время не получали образования и не изучали латынь.

В «Божественной комедии» Данте описал путешествие по загробному миру, которое начинается в сопровождении Вергилия, олицетворяющего собой разумное начало. Любимый поэт Данте в своей поэме «Энеида», кроме прочего, кратко описывал царство Аида. По сюжету сам Данте, в отличие от того же Вергилия или Беатриче, не умер. Благодаря своей музе он получил возможность живой душой пройти через ад и чистилище, посмотреть все, задать вопросы душам и подняться до рая. Там уже его проводником становится Беатриче, олицетворение богословского начала.

Структурно «Божественная комедия» четко выверена – сто песен примерно равного размера, из них – одна вводная и по тридцать три на каждую часть загробного мира – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это более четырнадцати тысяч стихотворных строк.

В начале произведения читатель застает тридцатипятилетнего («земную жизнь пройдя до половины») Данте в «сумрачном лесу». Это преддверие загробного мира, граница человеческой жизни с ее страстями. Там он встречает трех хищных животных – рысь (судя по иллюстрациям, скорее пантеру), льва и волчицу. Они – воплощения грехов, страхов заблудшего человека – похоти, гордыни и алчности. Именно там его и встречает Вергилий, и они идут через лимб, место пребывания некрещеных душ, к аду, к входной табличке «Оставьте здесь надежду навсегда». В другом переводе: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Античные поэты и философы, такие как Вергилий или Аристотель, не могут войти даже в ад, так как некрещеные. Они томятся в лимбе – мук особенных не испытывают, но и изменить место своего пребывания не могут. Исключений немного, но все-таки они есть – так, например, Иисус Христос после вознесения «забрал» в рай Адама, Еву и еще нескольких ветхозаветных персонажей. Или вот Беатриче упросила Всевышнего разрешить Вергилию стать проводником для Данте.

Несмотря на распоряжение свыше, не везде в аду гостям рады. Так, для пропуска в город безбожников Дис нужно вмешательство ангела с огненным мечом. А обманщики в восьмом круге ада попытались и гостей обмануть.

Ад четко поделен на круги и иногда еще и внутри них рвами разделен на дополнительные «уровни». Каждый грех сопровождается отдельными телесными муками. Так, например, во втором круге сладострастники безостановочно кружатся в вихре, задевая друг друга. Каждый круг отмечен своим привратником, вот во втором – судья Минос, сколько раз обовьет хвостом грешника, в такой круг и пойдет душа. А в седьмом круге, где мучаются тираны, главенствует Минотавр. Грешники здесь плавают в крови и вынуждены все время нырять.

Из ада по идее души могут перейти в чистилище. Но этого, как правило, не происходит, ибо мало кто готов искренне раскаяться в содеянном. В основном души винят кого-то в своих грехах – людей, обстоятельства. Данте встречает здесь и своих политических врагов.

Самый тяжкий грех, с точки зрения Данте, – предательство, и это девятый круг ада. Там же находится трехглавый Люцифер, когда-то падший ангел, и казнит души в жутком холоде. Брута и Кассия, убивших Цезаря, и Иуду, продавшего Христа, он держит в своих пастях.

Ботичелли – первый художник, кто нарисовал ад в виде глубокой воронки, расписав все его подробности. Углублению по размерам соответствует гора чистилище. Там тоже грехи, но души успели в них раскаяться, и муки здесь больше душевные, а не телесные.

Данте изучил грехи в аду, наблюдая за душами во всех страшных последствиях. Он искренне недоумевает, как так получается.

Ответ дает наука:

Чем совершенней наше 

существо,

Тем более доступно 

для блаженства

И горестей.

Это раздумье посещает путешественника в аду. Есть наблюдения и из чистилища:

О, род людской! 

Подняться высоко ты должен

 бы, и падаешь легко

Ты при малейшем ветра 

дуновенье!

В чистилище Данте получает на чело семь букв «Р» – раскаяние. Подъем очень тяжелый, но по мере прохождения по кругам и осознания героем своих грехов буквы исчезают, и подниматься становится все легче. Здесь души стремятся к очищению. Они рады Данте и часто просят его напомнить о них живым родственникам – молясь о душах умерших, они помогают очиститься.

Блажен ты, в мир загробный

Явившийся, чтоб 

научиться жить.

Считается, что если и читают «Божественную комедию» Данте, то в основном только «Ад». Во интернете больше всего материалов находится именно об аде. Хотя в чистилище души человеческие гораздо бодрее, у них есть и вера, и надежда, и любовь. Здесь Данте встречает многих поэтов, писателей и художников, они затевают диспуты. Например, о свободе воли, дарованной человеку Богом:

Как слепотой объяты 

в мире вы!

Ответственность 

за каждое деянье

На небеса хотите вы сложить.

Но для чего тогда должна 

служить

Свобода воли? Как же воздаянье

Достойное могли б 

вы получить

За добрые дела и за дурные?

Отчасти лишь все действия

 земные

Зависимы от неба, свет его

Ниспослан вам на землю 

для того,

Чтоб доброе от злого 

отличали.

Свобода воли также вам дана,

И если к ней прибегнете 

вначале –

Все победит влияние она.

Не связаны ничем в своей 

свободе,

Подчинены лишь лучшей 

вы природе,

И высшей силе, ими создана

Та воля в вас, что небу 

не подвластна,

И небеса вините вы напрасно;

Когда с пути прямого 

мир сошел –

В самих себе таите 

корень зол.

В высших кругах чистилища, уже очистившись, Данте встречает Беатриче, еще в телесном облике, но по сути – это чистый свет. Первое, что она делает, – жестоко ругает его. Для того чтобы идти дальше, нужно более деятельное раскаяние. К тому же в своем нынешнем состоянии Данте не сможет лицезреть чистый свет во всех его ипостасях.

Зато здесь можно задавать вопросы и продолжать дискуссии на новом уровне:

...Тот из глупцов глупец,

Кто без различия 

малейшего бесспорно

Все отрицать готов иль

 утверждать бесспорно,

Вот почему должно всегда 

в ошибку впасть

Сужденье прошлое, 

и ум идет покорно

Путем, какой ему указывает

 страсть.

...

Никто не должен быть 

в сужденьях слишком смел.

Как те, кто ценит хлеб, 

который не поспел.

В раю круги обозначены планетами, и там тоже есть своя иерархия. Высшее достижение – возможность хоть ненадолго лицезреть Бога.

Интерес к «Божественной комедии» и к Данте появился сразу, при жизни автора и остается в наше время. В 2022 году итальянский режиссер Пупи Авати снял биографический фильм «Данте». В нем классик предстает как живой человек. Кроме того, картина рассказывает о том, как через десять лет после смерти поэта власти Флоренции признали приговор об изгнании поэта несправедливым и поручили Джованни Бокаччо вручить его дочери, Беатриче Алигьери, компенсацию – десять золотых монет. Однако наследница от денег отказалась, а в разговоре с Бокаччо назвала отца «человеком, который знал все звезды». 


Читайте также


Отечественные семена картофеля и сахарной свеклы пока остаются редкостью

Отечественные семена картофеля и сахарной свеклы пока остаются редкостью

Анастасия Башкатова

Цены на плодоовощную продукцию зависят не только от погоды и посевных площадей

0
281
Статью 51 Конституции России адаптировали под обвинительный уклон

Статью 51 Конституции России адаптировали под обвинительный уклон

Екатерина Трифонова

Активных защитников привлекают за вмешательство в дела следствия и суда

0
286
Лукашенко заботят падеж скота и космос

Лукашенко заботят падеж скота и космос

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии поставил новые задачи перед советом министров

0
278
Китайский дракон учится мягкой силе

Китайский дракон учится мягкой силе

Евгений Верлин

Почему концепция, считавшаяся "сверкающей жемчужиной американского влияния", сильно потускнела

0
211

Другие новости