0
303
Газета Печатная версия

17.09.2025 20:30:00

Эмма, но не госпожа

Когда у мамы не было меня

Тэги: проза, переводы, осло, мадам бовари


проза, переводы, осло, «мадам бовари» Нет, она не мадам Бовари. Кадр из фильма «Мадам Бовари». 2014

Что в имени ее? Что слышится, прием? Помехи, не понять – какой-то шум печальный: как будто плещется волна – на дальний берег где-то там, шипя и хлюпая, нашла – и отступила, тишина. Пожалуй, Пушкин, как всегда – до дрожи в пальцах на ногах, ужасно просто, страшно прав: оно умрет – его, ее – любое имя, все равно, оставив только этот шум, «шшшиии-шшшиххх» и «фрррууухх», «шшшиии-шшшиххх» и «фрррууухх». Когда табличку уберут – ну, ту, которая внизу: чтоб равнодушная рука совала в ящик ей счета, рекламу фитнеса и спа, – никто не вспомнит «в тишине», что раньше где-то тут жила, жила-была, совсем одна. Совсем-совсем? Ну, как сказать... Не то чтоб, знаете, вот так, как марсианин Энди Вейра, – ведь Осло город как-никак, да и работает она, за кассой сидя допоздна в просторном магазине, куда, конечно, ходят, да. «Одна» – в том бледном смысле слова, который даже ночью темной, в квартирке этой неудобной, так тускло светится внутри. Она и вправду тут живет? Когда не знают, что сказать, то тянут время и мычат: сначала «э-э-эммм...», потом «ага...» и напоследок – «вроде как...». А может, это ребус, а? Флобера старая игра, в которой прячется ответ: про смысл имени, про свет, про «я» во тьме, любовь и смерть – ответ про книгу, наконец.

Ее зовут... не Эмма, нет. Чуть-чуть короче – просто Эм. И Эм – не та, не госпожа: она не замужем, одна, она моложе, ниже, проще... Не то чтоб очень уж дурна, но нет в ней блеска, это да. Немного серая, ага. Как те бетонные дома, в которых тесно по утрам, уныло днем, а ночью так... так тихо-тихо... и пустынно. Могла бы Эм растить здесь сына? Не стал бы он, как Эм, тоскливым? Но Эм же вовсе не всегда, как эти низкие дома, была такой квадратно-серой. Да и потом... ведь это так – всего лишь внешность, разве нет? А что внутри: что в мыслях, в сердце? Какая Эм? Она как Эмма? Во всем, что делает Скарангер, как будто нет намеков даже – помимо имени, пожалуй, – на перекличку с тем романом. Но есть в ее подходе то, что усложняет «простоту», «обыкновенность» ситуаций, сминает, словно чек бумажный, ту однозначность, ту прозрачность, которых ждут от персонажей, от их поступков и реакций. Хотя ее рассказ не строг, не ироничен, не отточен, не так изящен и «закончен», как у Флобера в «Бовари», манера двигаться вперед: от Эм – к другим, кто тут живет, – и открывать за слоем слой, и разворачивать ее, чтоб свет выхватывал плечо, затем живот, потом лицо, – и смена ракурса, возможно, влияла глубже и серьезней, чем вывод авторский в конце и отступления все-все, на восприятие того, какая Эмили вообще, откуда Эмили и где, когда и как себя найдет, да и найдет ли, может, нет, а может, Эмили поймет, что нет ее – и нет забот, зачем она, куда идет, – все это глухо и шершаво, не прямо вовсе и не рьяно, скорее тайно, «не специально», Флобера мысль передает.

Вот Эм встает – с трудом, кряхтя, ей тяжело, но надо, да. В кисельных сумерках, с утра, когда еще почти все спят, бредет, цепляясь за забор из опасения упасть: ужасно скользко тут сейчас. Наверно, кто-нибудь стоит, прижав к окну варварин нос, и смотрит, как она идет, с тоски гадая: упадет? Вот смеху было бы тогда... Своим огромным пузом, да? Об лед вот этот вот – плашмя! Но Эм не падает, ура. К семи часам уже сидит в своей зеленой униформе и проверяет, нет ли вмятин, изъянов разных, темных пятен на кожуре у свежих яблок, бананов, манго, авокадо. Начальник рядом, смузи пьет, считает выручку за год, устало пальцем веко трет, зевая, смотрит на нее – и в этот миг так жаль ее. О чем он думает еще? Такое грустное лицо... для покупателей оно... ну, да, ну, да... не хорошо. И все же очень жаль ее. В обед Эм клеит ярлычки и поправляет те ряды, что некрасиво щерят рты, свои показывая дыры – взамен коробок и бутылок. Затем выносит на помойку так и не проданные слойки. Часы ползут, она всё тут: осталось несколько минут. Уже включились фонари. День приближается к концу, а Эм заходит в свой подъезд и поднимается наверх. Сосед-священник пишет речь и, слыша эти вот шаги, наверно, вздрагивает весь, и быстро вскакивает вдруг, крадется к двери, словно вор, и долго пялится в глазок. Он мог бы выйти, чтоб сказать... Но как сказать? И что сказать? Ее спина видна опять, сейчас свернет за тот косяк – и всё, щелчок: закрыт замок. А Эм тем временем в прихожей снимает шапку, шарф, пальто, бросает сумку в дальний угол, ботинки, свитер, что еще? Вдыхает спертый воздух дома – тут как и прежде: никого. Эм вынимает три печенья, роняет пачку на ковер, включает громко телевизор – скорей бы сон накрыл ее...

34-14-11250.jpg
Мария Наварро Скарангер.
Эмили навсегда: Роман / Пер.
с норв. А. Любаевой.– Астана:
Фолиант, 2024. – 156 с.
(Новый формат).
Роман об Эм похож на день, который слипся в серый ком из повторений и тревог, из бесконечности забот, растущих страхов, вялых дум, воспоминаний или грез, тягучей массы сожалений, упадка сил, потока слез. Его уже не проглотить, не протолкнуть, не позабыть. С ним надо как-то дальше жить. Но Эм не знает, для чего. Не знает, как и для кого. Она слаба. Она одна. Она ужасно молода. Ком просто катится с горы, ломая встречные кусты и подминая под себя чужие мысли и мечты – все эти нежные ростки, едва пробившиеся там, где их вообще никто не ждал: ни второстепенные герои, ни Эм сама, ни мы – тем более. Да и Скарангер, разве нет? Она все время рядом с ней, но в то же время – в стороне: ведет себя как человек, который видел Эм в окно, который встретил Эм в метро, который ей сказал: «Пакет? Пакет не нужен. Только хлеб». И в этом правда жизни здесь – она ее не знает, нет, и лгать не станет, будто знает, как, например, другие лгут: и те, что выдуманы тоже, что рядом с Эм тут и живут, и те, что книги создают, играя в сыщиков немного, играя, может статься, в Бога. Она же вот – не вездесуща – всего лишь движется вперед, ведя рассказ за поводок, хотя он сам идти бы мог: из дня сегодняшнего в тот, который будет через год, а может, был уже давно, минуя все и ничего, переходя от впечатлений – как будто смазанных, пятнистых, сугубо личных и лиричных – к реальным фактам или встречам, почти намеренно типичным для описания событий, имевших место в жизни Эм. А тот невидимый мирок, который в ней, вот в этой Эм, – каков он, в сущности: широк? Забит, наверно, как комод: дешевым розовым бельем, носками с дырками, тряпьем. А может, пусто в нем совсем? А может, он гораздо больше, чем Осло зимний или Польша? Сказать с уверенностью сложно, ведь Эм в реальности – ничья. Она ни мамы, ни отца, она ни мужа, ни творца. Как будто выпустив ее из головы своей – сюда, Скарангер тут же «заявила», что не присвоит Эм себе, как вещь какую-то извне. Эм надо жить своим умом. Вопрос лишь в том, кто Эм тогда, когда она, как никогда, когда она, как вот сейчас, совсем-совсем-совсем одна?

Колибри в клетке? Может быть. Точь-в-точь как Эмма Бовари. Мотовка? Нет! Хотя... как знать? Таких же случаев понять, какие Эмме Бовари подбросил рок или Флобер, у Эм и не было почти: всего лишь раз он пригласил «свою возлюбленную Эм» в такой роскошный ресторан, где на столах стояли вазы, а в вазах белые цветы, и пол сиял от чистоты, и он позволил заказать что только сердце пожелает, и Эм спросила: «Прямо всё?», и получив в ответ «всё-всё!», Эм заказала кое-что, но это было все равно, признаться, очень До-Ро-Го, и как же он рассвирепел, увидев тот нескромный чек! Бедняжка Эм. Мещанка? Нет... Вот Эмма – да, хотя, конечно, как всегда, она старалась показать, что отличается от тех, с кем ей приходится стареть: всех этих жалких простофиль, провинциальных буржуа, не представляющих себе, что значит страсть, любовь и блеск. Она-то знала – из романов, какие в юности читала, воображая «там» себя: у подоконника из камня в каком-то старом-старом замке, следящей, как по полю скачет на вороном коне с плюмажем ее единственный избранник, или в гондоле – боже правый – как молодая куртизанка, но, в общем, честная, пожалуй. Бедняжка Эмма – вот уж да, она и впрямь была бедна: не только в смысле кошелька – бедна фантазией, душой, как человек и «госпожа». А кем еще она была? Какую роль играла вслух, не в грезах собственных, а тут: в одном-единственном романе, который жизнь ее прославил? Не долго, да – совсем чуть-чуть, не слишком ярко и блестяще, без этой самой «нежной страсти», но Эмма все-таки играла ту нечувствительную мать, которой нет как будто рядом, когда на самом деле тут, – она все время занята, о чем-то думает, ну, да, витает где-то, может быть, – она планирует свой быт, который должен быть таким, каким он там, в романах, был... А что и как читала Эм? Ей было некогда – совсем. Хотя однажды – как ни вспомнить, газеты складывая ровно, наткнулась вдруг на ту статью. Едва дыша, прочла в углу, сложила снова, отошла, вернулась тут же, перечла, потом еще, за разом раз, пока не вызвали на кассу; в статье же сухо сообщали, что в той квартире, в центре Осло, где жил «один наркоторговец», с которым дружен был и он, – нашли убитого мужчину, теперь вот ищут всех причастных, включая... да, включая Пабло... Эм не свалилась, как мешок с переработанной крупой. Не попросилась вдруг домой. Не наорала на клиента, который требовал возврата за упаковку винограда. Она послушно досидела – в своей зеленой униформе, с глазами темными, как ночь, – до той же цифры на часах, что и вчера, что и всегда. Но что творилось там, внутри: что было в этой голове? А в животе? В груди? Вообще?

О чем она тогда мечтала, когда принц Гарри на экране – такой нарядный, чуть не плакал, произнося все те слова, как он влюблен и бла-бла-бла? О чем задумалась в тот раз, счищая грязь с бордовой свеклы, забыв про очередь у касс? Чего боялась, сидя дома, накрывшись пледом с головой, пока на кухне ее мама, гремя кастрюлями, кричала, что в третий раз ее зовет? Такие вещи не узнать – их можно лишь воображать. Представить Эмили тогда, когда она и впрямь была – как в школьных бланках пишут, да? – такой вот версией себя, не укороченной пока: училась, верно, кое-как, витала вечно в облаках, любила маму и собак, скакать по дому, танцевать, носить сережки, яркий лак. Затем представить Эм в трусах, с громадным пузом, на весах, представить взгляд потухших глаз, когда в больнице говорят, что было б лучше, если б он вот прямо с ней сюда пришел и чтоб признал себя отцом. А также то еще представить, что дальше с Эм в итоге станет: когда она родит его, ребенка Пабло своего, – та жизнь ее, что слиплась в ком, она закончится потом? Или продлится, может, в нем – комочке новом – из нее? Сначала надо бы родить... Когда появится малыш, она не будет так бедна, как прежде, кажется, была. Она ведь станет мамой, да? Конечно, да. Но ведь и та... и Эмма тоже ей была.

В конце концов, все дело в нем – вот в этом странном и неловком, как бы случайном развороте, когда мы видим ту волну: «шшшиии-шшшиххх» и «фрррууухх», «шшшиии-шшшиххх» и «фрррууухх», но в то же время и песок – намокший, серый, без следов – готовый снова ко всему: к рисункам палкой и прыжкам, а также к замкам, чертежам... Мы видим Эм глазами мамы. Мы видим Эм глазами Пабло. Глазами друга Маревана, который платит ей зарплату. Глазами робкого соседа, который пишет ей записки в надежде стать когда-то близким. Глазами женщины в участке, которой нужно знать про Пабло, его дела и связи с бандой. Глазами девушки с коляской, случайно встреченной однажды: такой ухоженной и славной, с жемчужной кожей – чистой, гладкой, с красиво пухлыми губами и золотым кольцом на пальце – такой удачливой, похоже, такой довольной жизнью «сложной», – на Эм, конечно, не похожей... Ну разве только тем вот, может, что возраст общий, мамы обе. На краткий миг мы видим Эм глазами мальчика ее: он мал еще, всего не знает, пока он только наблюдает – по сути, так же, как и мы, – сидит в тепле и наблюдает, как эта девушка в пижаме, тихонько что-то напевая, срезает змейкой кожуру. А если ей удастся вдруг, не отрывая острый нож, очистить этот рыжий плод? Тогда все будет хорошо – по крайней мере, для него.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Поэт против суперменов

Поэт против суперменов

Арсений Анненков

60 лет тому назад вышел первый роман Юлиана Семенова о Штирлице

0
768
«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

Андрей Юрков

К 165-летию со дня рождения писателя-анималиста и одного из основателей пионерии Эрнеста Сетон-Томпсона

0
3282
В Африке птицы по-русски щебечут…

В Африке птицы по-русски щебечут…

Наталия Набатчикова

Подведены итоги III Всероссийского фестиваля-конкурса «Литературная карусель»

0
691
Ниточки на память

Ниточки на память

Мария Сушилина

Поэтическое вещество и обнималочки на форуме в Солотче

0
422

Другие новости