0
1919
Газета Интернет-версия

05.09.2012 00:00:00

Ислам со стороны


Р.Б.Амиров, Ю.А.Насртдинова, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. Основы исламской культуры. 4 кл. (4-5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 173 с.

Учебник по основам исламской культуры, выпущенный издательством «Дрофа», напрашивается на сравнение с другим, двумя годами ранее вышедшим в издательстве «Просвещение». Как изменился подход авторов к подбору и донесению материала школьникам?

Учебник «Просвещения» 2010 года был, по сути, историко-культурологическим пособием по исламу для старшего школьного возраста. Отстраненным академическим языком в нем рассказывалось о жизни Пророка Мухаммеда и первых веках ислама, о религиозных установлениях, об истории мусульман в России. В новом учебнике авторы пошли иным путем. Акцент сделан не на истории этой религии, а на бытовых традициях жизни мусульман, причем именно российских. Как ведут себя мусульмане в быту и в мечети, во что верят, что едят (приложены даже рецепты популярных блюд), какие имена дают детям и т.д. Несколько глав изложены не от лица авторов учебника, а от вымышленной «бабушки Рабии» – образ, возможно, подсказанный известным «дядюшкой Римусом», – излагающей нормы поведения своим внукам, задающим вопросы. В целом изложение в учебнике упрощено по стилю до уровня учеников начальных классов, собственно, которым он и предназначен. Это скорее плюс по сравнению с вариантом «Просвещения».

Однако при ознакомлении с учебником заметен такой момент – рассказ о мусульманах ведется все-таки со стороны. Да и несколько странно рассказывать детям из мусульманских народов России, какие имена у них дают при рождении или какие праздники они празднуют, это они и так знают. И что такое мечеть и михраб в ней, тоже наверняка знают от родителей. Такой учебник больше подошел бы не последователям этой веры, а немусульманам, живущим в регионах с исторически большой долей населения, исповедующего ислам. Для адаптации к этнорелигиозным особенностям соседей он был бы как раз очень кстати. А для представителей мусульманских народов, учитывая упрощенность подачи в нем материала, учебник, возможно, окажется и не таким уж информативным.

Еще один момент – выхолощенность учебника в потенциально острых темах. Он, если можно так выразиться, принудительно толерантен. Например, в учебнике «Просвещения», хотя бы кратко, сказано о распространении ислама в первые века его существования путем завоеваний: «Арабы совершили несколько крупных завоевательных походов. Под их властью оказались огромные территории». В новом учебнике сказано лишь, что, «зародившись на территории современной Саудовской Аравии, ислам распространился от Испании до Средней Азии и в некоторых частях Индии» (с. 108). Без упоминания того, как именно ислам «распространился».

Далее рассказ о мусульманской этике: «В мусульманской традиции не принято принуждать людей к принятию ислама. Мусульмане считают, что их религия получает свое признание во всем мире благодаря добровольному ее принятию... Нельзя обманом или силой обратить человека в исламскую веру. Мусульмане считают, что это большой грех» (с. 114–115). Такие декларации следуют одна за другой: «Сегодня очень часто приходится слышать слово «джихад» в неверном его толковании... В своем истинном понимании джихад всегда включает в себя желание сделать что-то хорошее другим людям. Например, помочь маме сходить в магазин» (с. 132); «Ислам учит по-доброму относиться ко всем людям, в том числе людям другого вероисповедания» (с. 129); «Отличительной чертой российских мусульман – коренных жителей России – является высокое уважение к своему ближнему, независимо от того, какой он национальности» (с. 124–125) и т.д. Все это, безусловно, хорошо и правильно. С другой стороны, создается порой впечатление, что авторы учебника полагают – их будущие читатели-школьники узнают об исламе только от них. Словно нет ни их сверстников, ни взрослых, ни исламских книг и Интернета, откуда ребенок может черпать информацию, противоречащую тому, что он узнал из назойливо доброго учебника «Дрофы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
820
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1425
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1624
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1166

Другие новости