0
6023
Газета Печатная версия

05.06.2013 00:01:00

Абхазию делят три Церкви

Президент республики призвал РПЦ рукоположить для Сухума своего епископа

Тэги: абхазия, православие, грузия, грузинская церковь, рпц


абхазия, православие, грузия, грузинская церковь, рпц Илия II (справа) приехал к Варфоломею I (слева) в Стамбул на празднование 1700-летия Миланского эдикта, а в кулуарах якобы обсуждал абхазский вопрос. Фото с сайта www.patriarchate.org

Празднование 1700-летия Миланского эдикта, легализовавшего христианство в Римской империи, стало официальным поводом для посещения древней столицы императора Константина делегацией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Патриарха-Католикоса Илию II сопровождали 6 грузинских митрополитов. Такого, как отметили наблюдатели, «не было даже при даровании ГПЦ автокефалии в 1990 году». Но это объяснимо: как сообщил 18 мая грузинский телеканал TV9, «Грузинский Патриарх приехал в Стамбул с четкими требованиями о неизменности церковных канонических границ».
Один из членов грузинской делегации, ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе, заявил: «Эта встреча очень важна, так как связана с темой Абхазской епархии. Грузинская Патриархия подготовила достаточно хорошо аргументированные идеи и предложения, и мы надеемся, что они будут приемлемыми для Вселенской Патриархии». По итогам встречи Патриарх Илия II сделал 23 мая заявление о том, что Вселенский Патриарх Варфоломей I «несколько раз повторил, что Константинополь признает юрисдикцию Грузинской Православной Церкви в Абхазии». Более того, Варфоломей I, по словам Илии II, выразил готовность стать ему «проводником» в самопровозглашенной республике. «Мы договорились о том, что Грузинская Церковь предпримет все меры, чтобы (грузинские. – «НГР») священнослужители приехали туда. Я являюсь митрополитом Цхумско-Абхазским и Бичвинтским, и я также должен туда прибыть с целью успокоения там ситуации», – сказал Грузинский Патриарх, добавив, что совершит этот визит совместно с Варфоломеем I.
Илия II сообщил также, что в ходе анонсированного визита в Абхазию он представит и своего хорепископа (викария) в Цхумской и Пицундской епархии, выбранного из числа священников-уроженцев Абхазии. Как пояснил TV9 протопресвитер Георгий Звиададзе, назначение викария даст ГПЦ «больше возможностей для того, чтобы в более полной мере осуществлять в практическом плане свою юрисдикцию в Абхазской епархии».
За заявлениями духовных лиц прослеживается политический тренд. Известно, что транслировавший заявления представителей ГПЦ телеканал принадлежит лидеру правящей в Грузии партии «Грузинская мечта» миллиардеру Бидзине Иванишвили. При этом грузинские власти публично дистанцируются от подготовки к предполагаемому визиту Илии II в Абхазию. Министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили заявил, что «это должно произойти на уровне Церкви, и государственные каналы не должны быть подключены». При этом Патриарх Илия II не раз публично выступал против «сепаратистов» по сугубо политическим вопросам – и в 90-е годы, и сейчас. Так, буквально на днях он обратился с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, требуя запретить строительство российскими пограничниками проволочных заграждений на границе Грузии и Южной Осетии.
Реакция из Сухума на заявления грузинской стороны о возможном соглашении Тбилиси и Константинополя по поводу Абхазии последовала незамедлительно. И.о. управляющего самопровозглашенной Абхазской Православной Церковью, преобразованной в 2009 году из Цхумской и Пицундской епархии ГПЦ, священник Виссарион Аплиа заявил 24 мая, что «о визите Илии II в Абхазию не может быть и речи». «Он позволяет себе делать заявления политического характера и утверждает, что Абхазия – неотделимая часть Грузии», – добавил Аплиа. В комментарии «НГР» священник указал, что самостоятельная Церковь в Абхазии существовала вплоть до конца XVIII века, когда она вошла в состав Российской империи, а в состав Грузинского Патриархата территория республики была передана решением Сталина в 1943 году. «Абхазская Церковь насчитывает тысячу семьсот лет существования, с Никейского Собора 325 года, – сказал Аплиа журналисту «НГР», – и визит какого-либо иерарха, будь то Илия II или Варфоломей I, на ее территорию без приглашения с ее стороны – это некорректно канонически. Это очередная провокация со стороны этих иерархов». «Слава Богу, что есть Московский Патриарх, который – как почивший, так и действующий – помогает нам на протяжении последних 20 лет, и мы все вопросы будем решать с Московским Патриархом», – добавил он, указав на тот противовес, который видят в Абхазии, действиям со стороны Тбилиси.
На открывшемся в Сухуме 24 мая Втором российско-абхазском гуманитарном форуме президент республики Александр Анкваб выступил с заявлением о том, что «в абхазском обществе нет альтернативного мнения по вопросу будущего Православной Церкви – она должна добиться автокефалии». «При глубоком уважении к Вселенскому Патриарху Константинополь все же несравненно далек от нас по многим единицам измерения, – сказал абхазский лидер. – Учитывая невозможность оставления верующих без духовного окормления, считаю, что эту высокую миссию может и должен взять на себя Московский Патриархат. Исходя из особой важности вопроса, совершенно очевидно, что назрела необходимость рукоположения абхазского епископа».
Декларацией, направленной также против той «части молодых служителей православия, которая в своем стремлении к достижению церковью автокефалии испытывает надежды на помощь Константинополя», Анкваб поддержал Аплиа против представителей самопровозглашенной в 2011 году Священной митрополии Абхазии. По позициям сторонников лидера митрополии архимандрита Дорофея (Дбара) заявление Илии II наносит сильный удар: ведь два года назад Дбар апеллировал именно к тому, что лишь поддержка Варфоломея I поможет Абхазии добиться церковной самостоятельности. Кстати, сам Дбар служит клириком в одной из епархий в Греции под юрисдикцией Вселенского Патриархата. Теперь Варфоломей I, как это видится в Тбилиси, выступил союзником Грузинского Католикоса в абхазском вопросе. Виссарион Аплиа не преминул в ходе беседы с журналистом «НГР» обвинить «раскольников» в том, что те через посредничество Вселенского Патриархата «договорились с Грузинским Патриархатом и хотят нас подчинить Грузии». При этом и.о. управляющего Абхазской Церковью охарактеризовал инициативу Анкваба как личную идею президента. «Решать это не светской, а духовной власти, – говорит Аплиа. – На протяжении 20 лет у нас архиерей – Московский Патриарх». И другого епископа, дескать, абхазам не нужно.
В свою очередь, архимандрит Дорофей (Дбар) 22 мая распространил заявление о том, что «грузинские церковные иерархи желаемое выдают за действительное», говоря о поддержке своих действий Варфоломеем I. «Информация об этом исходит только из грузинских СМИ. Ее потом использовали другие информационные агентства, в том числе российские и греческие, – сказал он «НГР». – Но нигде нет информации из других источников, особенно из Вселенской Патриархии. То есть Вселенская Патриархия не делала никаких официальных заявлений относительно того, что было сказано Грузинским Патриархом, – о том, что она признает Абхазию как каноническую территорию Грузинской Церкви, и тем более о том, что Вселенский Патриарх намерен приехать вместе с Грузинским на территорию Абхазии. Последнее совсем уж из области фантастики». «Сначала необходимо официально признать то, что Абхазия не является частью Грузинской Церкви, иначе для какой епархии будет рукоположен епископ? – сказал «НГР» другой представитель Священной митрополии Абхазии иеродиакон Давид (Сарсания), номинально принадлежащий к Грузинской Церкви. – Епископа выбирает народ, и он становится учителем локальной Церкви. А каков статус местной Церкви Абхазии? Прежде чем просить рукоположения епископа, надо сначала говорить о статусе Церкви, иначе все это блеф».
Надо отметить, что за прошедшие две недели какой-либо реакции официальных лиц РПЦ на публичное обращение абхазского президента не последовало. Анонимные источники из Чистого переулка дважды, 25 и 27 мая, пояснили информагентствам, что вопрос с Абхазией решается – с учетом как соблюдения церковных канонов, так и воли абхазского народа, но дело это нескорое и сложное. В свою очередь, известный миссионер РПЦ протодиакон Андрей Кураев, часто бывающий в Абхазии, отметил по этому поводу: «Президент Абхазии Александр Анкваб, будучи главой суверенного государства, имеет полное право обращаться с любыми предложениями и просьбами к кому посчитает нужным. Но пока никакого официального обращения к Русской Православной Церкви не было. Была некая реплика на Втором российско-абхазском гуманитарном форуме. Вряд ли Патриарх обязан реагировать на устную декларацию, прозвучавшую на одном из форумов».
«Московская Патриархия никогда и ни при каких обстоятельствах вопрос рукоположения епископа для Абхазии и поэтапного восстановления независимой Абхазской Церкви не разрешит, – сказал «НГР» архимандрит Дорофей (Дбар). – У Московской Патриархии есть только один вариант, который был впервые озвучен во время нашей встречи с митрополитом Иларионом в июне 2011 года. Меня и игумена Новоафонского монастыря Андрея (Ампара) тогда вызвали в Москву в связи с запрещением, наложенным на нас в связи с Народно-церковным собранием 15 мая 2011 года (провозгласившим создание Священной митрополии Абхазии. – «НГР»). В процессе разговора была затронута судьба будущего статуса Абхазской Церкви. Тогда нам сказали о так называемой двойной юрисдикции. Де-юре Абхазия остается в составе Грузинской Церкви, де-факто временно передается в управление Русской Православной Церкви. Пример, который приводили нам, – Северная Греция, которая входит в состав Вселенского Патриархата, но временно отдана в управление Элладской Православной Церкви. Любое решение по вопросам церковно-административного управления на этой территории, в том числе рукоположение епископа, принимается по взаимному соглашению двух Церквей». «Но там-то все стороны – греки. А в нашей ситуации все вопросы решались бы РПЦ и Грузинской Церковью без учета мнения самих абхазов! – возмущается Дбар. – Наш народ никогда на это не пойдет». Кроме того, представители Священной митрополии Абхазии говорят о якобы уже имеющем место быть сговоре РПЦ и ГПЦ. «Активность, наблюдаемая со стороны Грузинской Церкви в связи с обсуждением ситуации в церковной жизни Абхазии, очевидным образом доказывает слаженную работу Председателя ОВЦС РПЦ митрополита Илариона (Алфеева) с Грузинской Патриархией. Эта деятельность направлена на то, чтобы в очередной раз «заморозить» решение абхазской церковной проблемы», – заявил «НГР» иеродиакон Давид (Сарсания).
Ходят слухи, что эта проблема кулуарно обсуждалась на прошедшем в Санкт-Петербурге 29 мая Священном Синоде РПЦ. В официальные журналы этих заседаний подобные обсуждения, естественно, не попали. Пока не дан официальный комментарий Московского Патриархата на призыв президента Абхазии и заявления Грузинского Патриарха, остается широкое поле для домыслов и спекуляций.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китайский "Смерч" переброшен к границе с Индией

Китайский "Смерч" переброшен к границе с Индией

Владимир Скосырев

Пекин сигнализирует Дели, что не пойдет на уступки

0
1481
В Ирландии выразили несогласие с планами Байдена

В Ирландии выразили несогласие с планами Байдена

Данила Моисеев

Союзник Вашингтона не намерен оставаться без доходов от зарубежного бизнеса

0
868
Гастарбайтеров ждут предвыборные неприятности

Гастарбайтеров ждут предвыборные неприятности

Екатерина Трифонова

Различные инициативы власти по ужесточению миграционной политики должны заработать в июне

0
1425
БАМу и Транссибу нужно как можно больше денег и военных

БАМу и Транссибу нужно как можно больше денег и военных

Анастасия Башкатова

Появился крупный претендент на средства Фонда национального благосостояния

1
1732

Другие новости

Загрузка...