0
3735
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.03.2017 00:01:00

Три штрафных месяца

Тэги: история, великая отечественная война, штрафбат, никита михалков, владимир досталь, эдуард володарский, алексей пиманов, день победы


история, великая отечественная война, штрафбат, никита михалков, владимир досталь, эдуард володарский, алексей пиманов, день победы Автор терпеливо объясняет, почему условия сюжета фильма Никиты Михалкова – выдумка. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние». 2010

«Чего мы боялись? Признать, что на фронте были не только герои, но и малодушные, шкурники, мародеры и дезертиры? Но на какой, скажите, войне, в какой армии их не было? Такого сорта людей и в мирные дни достаточно. Что уж говорить о фронте, где стреляют, калечат, убивают…» Слова капитана 2 ранга Ищенко, приведенные Александром Пыльцыным в своей книге, в какой-то мере отвечают на вопрос: почему тема штрафбатов сначала считалась закрытой, а потом реализовалась в потоке мифов, имеющих мало отношения к действительности? Новые документы из Центрального архива Министерства обороны, в том числе приведенные как иллюстрации в этой книге, данные поисковиков позволяют узнать о штрафбатах правду.

Военный историк, фронтовик, генерал-майор Александр Васильевич Пыльцын считает, что  условия сюжета фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2» – выдумка. Видимо, стараясь отвечать ожиданиям зрителей, находящихся под обаянием живучей легенды, Михалков отправил в штрафбат весь лагерь политических заключенных в самые первые дни войны и бессрочно. «Штрафбаты создавались лишь с августа 1942 года, и срок пребывания в них был не более трех месяцев, а политзаключенным путь туда был вообще закрыт», – говорит автор.

Постепенно характерное для ветеранов отстаивание правды о Великой Отечественной войне превратилось для Александра Пыльцына в настойчивое разъяснение истинного положения дел в штрафных батальонах: эта книга не первая его работа. Автор рассказывает, как в канун 60-летия Победы в Санкт-Петербурге его навестила съемочная группа Алексея Пиманова, тогда – директора ТК «Останкино». Документалисты хотели записать рассказ ветерана о штрафном батальоне, в котором он служил. «Мне сразу назвали дату телеэфира, вручили поздравительную открытку от Пиманова и тысячерублевую купюру, которую я воспринял как полагавшийся гонорар или подарок ко Дню Победы. Прошло назначенное время, прошел и День Победы, а моего интервью не было. Миловидная женщина, возглавлявшая съемочную группу, на мои телефонные звонки отвечала уклончиво, а потом сообщила, что материал забракован, а ее уволили… Я понял, что… Алексей Пиманов рассчитывал получить материал в духе «Штрафбата» Володарского-Досталя… и отснятый материал забраковал».

8-15-11_t.jpg
Александр Пыльцын. Штрафбат.
Наказание, искупление: Военно-историческая быль.
– СПб.: Алетейя, 2016. – 356 с.

В воюющей армии бытовали нехорошие рассказы о штрафбатах, но они-то как раз и удерживали недисциплинированных офицеров в рамках – штрафбат не должен был казаться им курортом. Но реальность оказывалась гораздо более обыденной, такой же, как и в других воюющих частях. Автор полемизирует с кинодокументалистами, авторами фильма «Подвиг по приговору», утверждающими: «Назад из боя выходить нельзя, пристрелят». Лично командовавший штрафниками Александр Пыльцын утверждает: «Мы разъясняли своим подчиненным, что даже при легком ранении они имеют право самостоятельно покинуть поле боя»  (выделено  Пыльцыным). Однако часто легко раненные штрафники продолжали участвовать в бою. Действительно, как может в ответственный момент покинуть товарищей один из номеров пулеметного расчета, санитар, сержант – командир отделения? Офицеры, временно воевавшие в штрафбате на должностях рядовых бойцов и младших командиров, это хорошо понимали. «Я знаю много случаев в нашем батальоне, когда штрафник, получивший нетяжелое ранение, продолжал выполнять боевую задачу… и даже погибал, не воспользовавшись… безоговорочным правом восстановления в офицерах». Постоянный состав – командиры рот, взводов, комбат – отдельного штрафного батальона, в котором воевал автор, был сформирован из офицеров, имевших опыт боев за Сталинград. Штрафники прибывали в батальон самостоятельно, без конвоя.

Генерал-майор Пыльцын утверждает: правда, какой бы она ни была, всегда надежнее стыдливых кривотолков. Эта книга бьет спрятанные в рукавах козыри любителей вольно трактовать историю в своих интересах. «В декабре 1943 года из всех штрафбатов и штрафрот выбыло 26 446 штрафников, из них: 4885 – досрочно, то есть за подвиги, боевые заслуги; 5317 – по отбытию срока и по другим причинам; 16 244 – убито, ранено, заболели… Более 40% покинули штрафные формирования «без пролития крови» в буквальном смысле этого слова». Воевавшие в штрафных батальонах офицеры имели моральное право умалчивать о таких эпизодах своей биографии. Но теперь нам стыдиться за них – сродни предательству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
426
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
627
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
533
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
499

Другие новости