0
2907
Газета Non-fiction Печатная версия

01.03.2018 00:01:00

Литературоцентризм отдадим британцам

Новый взгляд на писательскую Нобелевку

Тэги: литература, философия, история, нобелевская премия, писатели, литературоцентризм, россия, великобритания, николай лосский, ницше, достоевский, шекспир, камю, русское зарубежье, музыка, архитектура


Обыватель любит поговорить о литературе. Если обыватель продвинутый – с удовольствием расскажет о ее особом месте в отечественной культуре. И в принципе (редкий случай) окажется прав. О нашем литературоцентризме неоднократно писали не только беллетристы, но и многие ученые и мыслители – вспомним Николая Бердяева.

Правда, не все исследователи считают наш литературоцентризм чем-то эксклюзивным. В не меньшей степени его можно отнести, например, к британской культуре. Так, историк культуры русского зарубежья Владимир Вейдле писал: «Истинно великую архитектуру (и скульптуру, тесно связанную с ней) знала лишь средневековая Англия. Последним великим английским музыкантом был Пёрселль», а из живописцев – Констебл. Что же остается? Великолепный писательский ряд от Чосера и Шекспира до Китса и Честертона. Неожиданный, парадоксальный взгляд? Да, но зато интересный.

Может быть, кстати, для Великобритании литературоцентризм был даже более характерен. Ведь в отличие от них мы имеем только в ХХ веке в музыке Рахманинова и Шнитке, а в живописи – объединение «Мир искусства» и не менее знаменитый авангард.

Чем объяснить высокое место, которое занимает литература? Оно возникает за счет разнообразных диалогов как между, так и внутри культур. Не последнюю роль здесь играет философия. Только речь идет не о тех мыслителях, которые сочетали писательские и собственно философские дарования, от Константина Леонтьева и Владимира Соловьева до Альбера Камю с Жан-Полем Сартром, а именно переживание философом литературных текстов. В качестве примеров ограничимся лишь русским зарубежьем и вспомним книгу Николая Лосского о Федоре Достоевском и бердяевский разбор прозы и поэзии Бориса Поплавского. В последнем случае отметим, что даже апологеты автора «Аполлона Безобразова» считают во многом критические замечания мыслителя лучшим анализом наследия «царства монпарнасского царевича».

Поэтому неудивительно, что Нобелевская премия по литературе вручается и философам (Анри Бергсон, Бертран Рассел). Сразу оговорим: Камю получил ее именно за художественные, а не философские произведения, а Сартр вообще был удостоен премии мира. Впрочем, и без них не всегда понятно, по какому (литературному или философскому) цеху числить некоторых лауреатов или номинантов. Например, Марк Алданов был автором не только исторических романов, но и философских произведений («Армагеддон», «Огонь и дым», «Ульмская ночь»).

И думается, философское влияние было более плодотворным, чем обратный процесс – размышления писателей о философии (Борис Зайцев о Соловьеве, Владимир Варшавский о Ницше). Все-таки философский взгляд и подход более масштабный и, будем откровенны, респектабельный.

Поэтому, с учетом такого влияния философии на литературу, может быть, стоит поговорить о философоцентризме отечественной культуры, а литературоцентризм отдадим британцам?   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Левым партиям дают вздохнуть перед выборами в Госдуму

Левым партиям дают вздохнуть перед выборами в Госдуму

Дарья Гармоненко

КПРФ и "Справедливая Россия" будут конкурировать в жесткости критики власти, обращаясь к обиженному электорату

0
1854
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1138
Тузитала Стивенсон

Тузитала Стивенсон

Андрей Юрков

К 175-летию со дня рождения автора «Острова сокровищ» и изобретателя туристического спальника

0
1850
Интересуюсь человечностью

Интересуюсь человечностью

Вера Чайковская

Четыре судьбы и четыре философии: от Симоны де Бовуар до Симоны Вейль

0
1008

Другие новости