0
22786
Газета Non-fiction Печатная версия

11.03.2020 20:30:00

Союзники поневоле

Советская власть и «нелепые выкидыши» футуризма

Тэги: искусство, история, авангард, футуристы, революция, большевики, луначарский, художники, кандинский, малевич


9-15-2350.jpg
1932 год подтвердил предчувствия
авангардиста.Казимир Малевич. Сложное
предчувствие. 1928–1932 годы. Надпись
на обороте холста: «Композиция сложилась
из элементов, ощущения пустоты,
одиночества,  безвыходности жизни».
Иллюстрация из книги
В одном из своих многочисленных манифестов футуристы заявляли: «После долгого уединения мастеров мы громко позвали жизнь, и жизнь вторглась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь».

Неудивительно, что социальные катаклизмы 1917 года, завершившиеся приходом к власти большевиков, оказались во многом созвучны авангардистам. Хотя возникший с новой властью альянс не был столь безоблачен, как это принято считать. Зачастую, пишет в своей новой монографии нидерландский историк искусства Шенг Схейен (Лейденский университет), он становился всего лишь итогом случайных стечений обстоятельств, тем более что «подавляющее большинство большевиков в руководстве как высшего, так и среднего звена испытывало к футуристам неприкрытую враждебность». Так, например, для первого наркома (министра) просвещения Анатолия Луначарского футуристы были всего лишь «душевнобольными», производившими «нелепые выкидыши», которые свидетельствовали «о глубоком упадке вкуса и техники». А Василий Васильевич Кандинский виделся Анатолию Васильевичу вообще человеком, находящимся на «последнем градусе психического разложения». Как следствие, исследователь прослеживает сложные отношения радикальных художников с не менее радикальной властью. Впрочем, в возникших конфликтах виноваты бывали не только лишь одни коммунисты.

Так, в частности, ученый отмечает, что первоначально позитивное сотрудничество с большевиками Казимира Малевича («не только как художника, но и как управленца») завершилось в результате столкновения с занимавшим более высокий административный пост другим авангардистом – Владимиром Татлиным.

9-15-13250.jpg
Шенг Схейен. Авангардисты:
Русская революция в искусстве.
1917–1935.– М.: КоЛибри,
Азбука-Классика, 2019. – 512 с.
Но главную роль в конечном разрыве сыграли изменения в идеологической политике нового режима. Схейен датирует их апрелем 1932 года, когда власть приняла постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем предусматривался не только роспуск существовавших литературных и художественных групп (они «становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества») и образование единых творческих союзов, но и, обращает внимание читателей исследователь, создание новой эстетики. «Гомогенизировать (сформировать один узнаваемый и массовый «советский стиль», подчеркивавший стабильность, долговечность и народную легитимность режима) и превратить ее в эффективный инструмент пропаганды, образования и досуга». В подобном контексте извечный протест футуристов и их «непонятность» массами (вызванная, как представляется автору настоящей рецензии, не только элитарностью, но и банальным стремлением к эпатажу) становились в лучшем случае ненужными, а нередко и просто враждебными. Впрочем, репрессии не всегда бывали и нужны. В условиях монополии заказчика (государства) «художникам дали понять: проявление независимости будет караться исключением, что подразумевало не только потерю заработка, но зачастую жилья и мастерской».

Из других тем, затронутых в книге, интересно сравнение отечественной и итальянской моделей футуризма. По мнению ученого, сходство между ними было «довольно поверхностно». Действительно, «оба течения разделяли веру в лучшее будущее, но идеализация промышленности и машин, присущая итальянцам, нашла довольно слабый отклик в России. Равно как и восторженное воспевание войны и насилия. Большинство русских авангардистов склонялись к пацифизму».

Интересно, как долго просуществовал бы союз между итальянскими футуристами и большевиками? Он тоже завершился бы в 1932-м или благодаря их политическому радикализму все произошло бы раньше?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Болдинское изобилие

Болдинское изобилие

Андрей Мирошкин

Чем знаменита старинная вотчина Пушкиных

0
556
Гербарий московского чудака

Гербарий московского чудака

Андрей Мирошкин

Андрей Белый собирал опавшие листья и требовал тишины под окнами

0
245
Блики, тень, вкус нахлынувших слез...

Блики, тень, вкус нахлынувших слез...

Елена Печерская

Полные поэзии очерки об истории России

0
95
Проблемы обоседления

Проблемы обоседления

Сергей Шулаков

Простых скотоводов разоряли во имя непонятных, пугавших их идей

0
690

Другие новости

Загрузка...