0
2361
Газета Non-fiction Печатная версия

12.08.2020 20:30:00

Печальный итог мнимого спора

Социаль-демократ Александр Блок, выкидыш интеллигентщины Андрей Белый и другие модернисты и реалисты Серебряного века

Тэги: литература, серебряный век, реализм, модернизм, символизм, блок, белый, горький, бальмонт, бунин, владимир соловьев, иван шмелев, ссора, дуэль, анархия, идеология, революция, советская власть, русское зарубежье


Взлет отечественной литературы начала прошлого века прочно связывается с модернизмом. И действительно, «Петербург» Андрея Белого или «Облако в штанах» Владимира Маяковского давно стали не просто гранями, но и культурными символами ушедшей эпохи.

Вместе с тем времена, называемые Серебряным веком, не были бесплодными и для писателей-реалистов. Первые исследования и лекционные курсы в вузах о Максиме Горьком европейские слависты стали создавать задолго до революции 1917 года, сделавшей автора «Дела Артамоновых» еще при жизни не просто «пролетарским писателем», но и классиком «социалистического реализма».

В этой связи ошибочно противопоставлять разнообразные течения модернистов и реалистов. Да, конфликты между ними случались, и притом неоднократно, но не меньше столкновений было и внутри литературных группировок: вспомним едва не завершившиеся дуэлью ссору Андрея Белого и Валерия Брюсова или поединок Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.

Важно учесть, что конфликты и неприятие новых течений не были тотальны и нередко инспирировались самими модернистами в целях саморекламы (например, многочисленные épater le bourgeois футуристов). Или такой парадокс: Брюсов был подвергнут едкой критике со стороны Владимира Соловьева. Но, высмеивая символиста Брюсова, знаменитый философ с теплотой отзывался о другом символисте – Константине Бальмонте. А еще один пристрастный критик модернизма Иван Бунин свою третью книгу стихотворений «Листопад» напечатал как раз в цитадели символистов – издательстве «Скорпион» и попутно всячески стремился (не без успеха) в альманах «Шиповник». Как отмечают исследователи, его разрыв с декадентами обусловлен резкими оценками бунинской поэзии со стороны Брюсова.

В том же «Шиповнике» издавались многие реалисты, например Александр Куприн и другой будущий именитый классик соцреализма Александр Серафимович. Последний в одноименном издательстве напечатал один из томов своего дореволюционного собрания сочинений. «На два дома» (реалисты и модернисты) не менее успешно жил, а точнее, печатался Борис Зайцев.

В свою очередь, близкий к Зайцеву Иван Шмелев, несмотря на всю свою укорененность в реалистической традиции XIX века, тоже испытал значительное влияние модернизма. Восходящий к поэтике «Братьев Карамазовых» рассказ «Почему так случилось» по форме выполнен в форме модного в прозе начала века потока сознания. Да и самих модернистов прозаик не отрицал. Дружил (правда, уже в эмиграции) с Бальмонтом, а вот Ходасевича и Белого, напротив, на дух не переносил. «Бормотун-шаман… чистейший выродок-выкидыш интеллигентщины», – желчно писал он о последнем.

В определенной степени реалистов и модернистов начала века сближало и увлечение левыми, социалистическими и анархическими идеологиями. К уже упомянутым Горькому и Серафимовичу можно добавить Вячеслава Иванова, симпатизировавшего анархистам, или Александра Блока, задолго до «Двенадцати» писавшего в ноябре 1905 года своему другу юристу Александру Гиппиусу (родственнику знаменитой поэтессы): «я – социаль-демократ».

В конечном итоге часть реалистов и модернистов в той или иной степени признали советскую власть, а кто-то, напротив, предпочел украсить собой мир русского зарубежья. Первые из них вынуждены были подстраивать свое творчество под новые порядки, а вторые, как это ни парадоксально, тоже столкнулись с цензурой – точнее, самоограничениями. Ведь им теперь всем нужно было доказывать, что они никогда не разделяли революционных идей и не были противниками старой власти. По сути, проиграли все.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судьба «Теории Филофея»

Судьба «Теории Филофея»

Игорь Данилевский

Глава из книги «Интеллектуалы древней Руси: Зарождение соблазна русского мессианизма»

0
468
Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Милена Фаустова

0
398
МВФ заблокировал выдачу очередного транша Молдавии

МВФ заблокировал выдачу очередного транша Молдавии

Светлана Гамова

В Кишиневе рассчитывают на помощь Евросоюза

0
1211
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1622

Другие новости