0
2489
Газета Филология Интернет-версия

21.06.2001 00:00:00

Идея Родины как инструмент власти

Тэги: Сандомирская, книга, Родине


Ирина Сандомирская. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. - Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 50 (Венский альманах славистики. Спецвыпуск 50) - Wien: Gesellschaft zur Fоеrderung slawistischer Studien, 2001, 286 с.

Когда государство требует от человека умереть, оно называет себя Родиной, - примерно так писал Бертольд Брехт. Книга Ирины Сандомирской - о том, почему и как именно это было в конкретном государстве: Советском Союзе. Она - об особенностях того, как устроено слово "Родина". Это не понятие в традиционном лингвистическом смысле слова, а культурно-идеологическая конструкция, за которой стоит большой комплекс мифологических представлений. Сказать о своей родине - с маленькой буквы - можно что-то личное, а о Родине - с большой - практически нельзя, да и не требуется: сконцентрированная в этом слове идеологическая метафора нужна для отождествления, для собирания людей в одно целое, в "весь советский народ как один человек". Слово "Родина" становится смысловым центром своего рода гражданской псевдо-религии. Оно основано на отдельных частных сюжетах, которые одновременно являются "матрицами" языка и сознания отдельных людей. Эти сюжеты-штампы перечисляются и анализируются в первой главе: возвращение на "малую родину", "сыновья и дочери Родины", "родной язык", "долг перед Родиной", "мирный труд", "счастливое детство" и т.п. (отдаленным аналогом этого перечисления можно считать картину Гриши Брускина "Фундаментальный лексикон").

Трагическая двусмысленность идеологизированного понятия "Родина" в том, что оно входит в самую основу самоопределения человека, оно как бы сращивается с жизнью. Человек умирает за Родину совершенно взаправду и искренне. Воюя против фашистов, один и тот же человек мог считать, что воюет против нового варварства, защищает родных и близких, защищает "завоевания социализма" и откликается на призыв "Родина-мать зовет!". Вообще, противостоя агрессору (даже и без оружия), человек часто смешивает опыт сугубо личный и идеологический. Тоталитарные режимы хорошо умеют внушать, что их пропаганда - голос эмоционально теплой и родной коллективной общности, и советская умела это делать едва ли не лучше всех: так и Сталин в начале войны обратился по радио: "Дорогие братья и сестры!" Сандомирская в книге демифологизирует понятие "Родина" и тем самым исследует структуру этой трагической двусмысленности.

Важнейшее достижение Сандомирской - сама идея книги. Понятие "Родина" исследуется в двух аспектах. Во-первых, как оно "устроено", то есть из каких культурно-идеологических мифов оно состоит и как эти мифы воздействуют на мышление людей - и образованных, и малообразованных. Сандомирская обращается среди прочего к рукописным воспоминаниям простой деревенской женщины Евгении Киселевой; в 1996 году Сандомирская в соавторстве с социологом Натальей Козловой выпустила об этих воспоминаниях довольно громко прозвучавшую книгу "Я так хочу назвать кино". Во-вторых, как оно сложилось в русской истории XVIII-XIX веков: сначала - идея "служения Отечеству" при Петре I, потом -националистически-государственная идея адмирала Шишкова, которую Сандомирская исследует особенно подробно. "Местом соприкосновения" этих двух подходов - структурного и культурно-исторического - становятся трансформации понятия "Родина" в публицистике, рекламе и общественном сознании 1990-х годов.

Работу Сандомирской можно сравнить с другой недавно вышедшей книгой - Андрея Зорина "Кормя двуглавого орла┘ Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века". Обе книги исследуют становление идеологических сюжетов, только у Зорина они исторические (идеологемы измены - применительно к Сперанскому, священной войны - применительно к 1812 году) и частные, а у Сандомирской - общий (Родина), представленный как набор советских и постсоветских штампов-сюжетов. Но историческая картина в книге Зорина убедительнее. И в той, и в другой книге исследуется роль адмирала Шишкова в становлении имперской патриотической идеи, но у Зорина видно, что Шишков был важным, но не главным ее автором - в этом смысле очень помогает пониманию блестящая глава его книги о происхождении и семантическом "устройстве" триады графа Уварова "Самодержавие, православие, народность". Взаимодополнительность книг - в другом: в обеих работах на российском материале заново выясняется, что такое идеология и в чем она выражается.

Существенный недостаток книги Сандомирской - ее не-психологичность. Понятие "Родина" рассматривается прежде всего как языковая и мифологическая структура, но никак не исследуется взаимодействие этого понятия с разными уровнями самоощущения человека: нравственным выбором, семейной, национальной и другой идентичностью, расхождением между убеждениями и поведением и т.п. Понятно, что задачи у исследования другие, но учесть это совершенно необходимо. Как минимум потому, что идеологизированная, неюридическая, непрозрачная власть (в частности, советская), воспроизводя искусственные смыслы в понятии "Родины", эксплуатирует некоторые первичные, еще в детстве заложенные и глубоко человеческие эмоциональные комплексы. В книге Сандомирской есть отдельные точные идеи, - например, что "религия Родины" служит психологической компенсацией для людей, чувствующих свою тотальную обделенность - и экзистенциальную, и просто биографическую, - но сути дела это не меняет.

С не-психологичностью связан и еще один недостаток книги - невнимание к различию общественных групп, к тому, что разные люди в одни и те же слова вкладывают довольно разный смысл. В отношении к концепту Родины Сандомирская выделяет только две позиции: принятия-отождествления или любви-ненависти в духе стихотворения Лермонтова. От такого игнорирования социокультурных различий в книге появляются ляпы вроде: "Сталинская Родина оказалась "цитатой" православного имперского Отечества, малая родина из дискурса советского либерализма - "цитатой" из славянофилов". Если по поводу "сталинской Родины" возражений нет, то вторая половина фразы - недоразумение: в 60-е годы, когда сформировался дискурс советского либерализма, как раз идеология "малой родины" была связана с умеренно-почвенными идеями, а либералы ходили в походы, ездили в Прибалтику и вообще - реализовали стратегии личного номадизма и общения, "сдвигающего" идеологические фильтры (ср. также иностранные заметки Виктора Некрасова). К славянофилам идеология "малой родины" цитатного отношения тоже не имеет: во многом она стала реакцией на гигантские миграции населения после революции и во время Великой Отечественной войны, на уродливую сверхбыструю урбанизацию и т.п. Сандомирскую интересуют общие, единые свойства концепта; но советское общество, единое в пропагандистской "картине мира", в реальности было и остается неоднородным. Будем надеяться, что в дальнейших исследованиях эта неоднородность живых и разных людей еще будет учтена как общее условие исследования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
237
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
350
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
407
Пять книг недели

Пять книг недели

0
272

Другие новости