0
1454
Газета Философия Интернет-версия

26.04.2001 00:00:00

Исайя - другой, но тоже пророк

Тэги: Берлин, философия, свобода, Европа


Исайя Берлин. Философия свободы. Европа. Серия "Либеральное наследие". - М.: Новое литературное обозрение, 2001, 448 с.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ философ и дипломат Исайя Берлин (1909-1997) - еврей, который родился в Риге, вырос в Петербурге, уехал в Британию и окончил Оксфордский университет, был удостоен за заслуги дворянского титула: стал сэром.

Это отчасти закономерно, но и парадоксально. Закономерно это потому, что Берлин, написавший все свои труды по-английски, и мыслитель чрезвычайно английский: его интересовали философские интерпретации и границы здравого смысла и значение разнообразия людей. А уважение к разнообразию интересов - одно из достижений именно английской интеллектуальной культуры. Парадоксально же это потому, что дворянский титул дается королевской властью, но именно Берлин был и остается в своих работах одним из лучших в ХХ веке, а теперь, вероятно, и в XXI веке защитников и исследователей свободы как возможности для отдельного, не связанного напрямую с государством человека.

Среди тем, которые интересовали Берлина, - русская классическая литература ХIХ века. Правда, точка зрения Берлина на эту литературу была особой: он осмысливал русскую литературу и ее философское значение не как отдельную и исключительную, а с точки зрения общеевропейского значения. При этом его интересовали такие фигуры, как Белинский и Герцен, которые при советской власти были почти монополизированы этой самой властью, объяснены раз и надолго, как ее предтечи и пророки (правда, были несоветские исключения в виде Натана Эйдельмана, Юрия Айхенвальда и некоторых других). Президент Джон Кеннеди, принимая Берлина в Белом доме, попросил того рассказать что-нибудь о России. Берлин прочитал ему лекцию о Белинском.

Мыслительная школа Берлина - аналитическая философия: он занимался в семинаре ее основателя Людвига Витгенштейна. Но от аналитической философии Берлин пришел к политической философии и почти публицистической остроте выводов. Берлин по жанру чаще всего - не академический философ, скорее, он мудрец, "пониматель жизни". Жанр "жизненной мудрости", пропущенной через строгую философскую дисциплину какой-нибудь определенной школы, в ХХ веке дал таких мыслителей, как Мартин Бубер и Мераб Мамардашвили. Но это черта жанра, а не стиля и не содержания мысли. Философы они разные, и общая черта у них была в том, что они считали себя обязанными отвечать на вопросы, которые волнуют людей вокруг них, прояснять, продумывать их смысл и последствия именно такой постановки того или иного вопроса. Например, в эссе "Два понимания свободы" (одна из главных работ мыслителя) Берлин задается вопросом: если свобода - это возможность только для отдельного человека, то что понимают под "свободой" представители угнетенных меньшинств и колониальных народов, когда говорят о "борьбе такого-то народа за свободу" (эссе написано в 1958 году)? Вероятно, признание их коллективного самостоятельного статуса: то, что в обычном языке называется "борьбой за свободу", - это во многом борьба за статус. Здесь как раз видно использование аналитической философии. Дальше, однако, Берлин ставит еще более неудобный вопрос: а статус - когда это близко к тому, что называется свободой, а когда - нет?

Именно в эссе "Два понимания свободы" есть известная и принципиально важная формулировка: "Все нужно называть своими именами: свобода - это свобода, а не равенство, не честность, не справедливость, не культура, не спокойная совесть. Если моя свобода или свобода моего класса или моей нации строится на бедствии многих людей, такая система несправедлива и безнравственна. Но, если я ущемляю или утрачиваю свободу, чтобы меньше стыдиться неравенства, я не увеличу свободу других, а лишь уменьшу общий объем свободы". Берлин выделял два понимания свободы: "негативная" и "позитивная" свобода. Негативная свобода - это свобода от принуждения и возможность негероического выбора (например, в несвободном обществе можно поддержать коллегу-диссидента, но в результате такого вполне свободного выбора человек рискует вылететь с работы; стало быть, он несвободен, хотя право выбора у него, формально говоря, есть). Позитивная свобода - это свобода "для", то есть отстаивание "правильной", "наиболее освобождающей людей" концепции общества и власти. Берлин показывает, что манипулировать можно обоими пониманиями свободы, но идеей негативной свободы манипулировать труднее, а всякие подмены обычно происходят с идеей позитивной свободы - идея справедливого для всех общества неоднократно приводила к появлению тоталитарных режимов.

В книгу "Философия свободы. Европа" входят эссе разных лет - с 1950-х до 90-х. Во-первых, это работы общефилософского характера: "Чувство реальности", "Естественная ли наука история?" или те же "Два понимания свободы". Во-вторых, это исследования тех или иных мыслителей и мысли о значении их деятельности для нашего времени. В числе этих мыслителей - Джамбаттиста Вико, Карл Маркс, Жозеф де Местр и другие.

Главная мысль Берлина - что бывают несовместимые, хотя и равно важные истины, и их невозможно соединить в каком бы то ни было синтезе. У разных людей (а говоря об истории - у представителей разных эпох) - разные цели и жизненные миры, но для нормального функционирования общества необходимы компромиссы. При этом нужно понимать, что компромисс - это не объединение, а результат взаимопонимания людей, которые вообще-то реализуют разные идеи и жизненные стратегии. В конце эссе "Два понимания свободы" Берлин цитирует Йозефа Шумпетера: "Осознать относительность своих убеждений и все же отстаивать их - вот что отличает цивилизованного человека от варвара".

Книга Исайи Берлина - первая в серии "Либеральное наследие", которую редактирует известный культуролог-психоаналитик Александр Эткинд. Говоря об этой книге, пожалуй, еще стоит напомнить, что совсем недавно в журнале "Октябрь" (# 1-2 за 2001 г.) опубликован документально-эссеистический роман Анатолия Наймана "Сэр", посвященный личности сэра Исайи Берлина и содержащий записи диалогов Наймана и Берлина на разные интересные темы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2342
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5180
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2873
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3317

Другие новости