Дворец поэзии Александра Кушнера щедрый, пышный и роскошный. Поэтические строки изгибаются прихотливым рисунком:
В этих креслах никто никогда
не сидел,
На диванах никто не лежал,
Не вершил за столом
государственных дел,
Малахитовый столбик в руках
не вертел
И в шкатулке наборной бумаг
не держал;
Этот пышный, в тяжелых
кистях, балдахин
Не свисал никогда ни над чьей
головой,
Этот шелк и муслин,
Этот желто-зеленый, лиловый
прибой;
Это Рим, это Греция, это
Париж…
Стихи Кушнера причудливо утонченные, даже истонченные. Дворец становится призрачным, раскрывается, показывает роскошь. Покоряет и поражает:
Эти залы для призраков,
это почти
Итальянская вилла,
затерянный рай,
Затопили дожди,
Завалили снега, невозможно
зайти,
Не шепнув остающейся жизни:
прощай!
Рукотворный элизий
с расчетом на то,
Чтобы, взглядом смущенным
скользнув по нему,
Проходили гуськом;
в этой спальне никто
Не лежал в розовато-кисейном
дыму.
Стихи Кушнера напоминают кинофильм. Тут панорамы, тут и игра питерских площадей:
Дворцовая площадь, сегодня я
понял,
Еще потому мне так
нравится, видно,
Что окаймлена Главным
штабом, как поле,
Дворцом, словно лесом, она
самобытна
И самостоятельна, в ней
от природы
Есть что-то, не только
от архитектуры,
Покатость и выпуклость
сельской свободы –
И стройность и собранность
клавиатуры.
Кажется, что сама жизнь насквозь поэтична, и говорить стоит только стихами. И самое главное, и всякие милые пустяки. Речь о главном, конечно, тяжела:
Исследовав, как Критский
лабиринт,
Все закоулки мрачности,
на свет
Я выхожу, разматывая бинт.
Вопросов нет.
Да? Разве такое возможно? Четверостишие убеждает нас, что возможно. Восторг Кушнера перед жизнью почти безграничен. И в несчастье поэт находит невыносимую сладость бытия:
Быть нелюбимым! Боже мой!
Какое счастье быть
несчастным!
Идти под дождиком домой
С лицом потерянным
и красным.
Какая мука, благодать
Сидеть с закушенной губою,
Раз десять на день умирать
И говорить с самим собою.
А уж если говорить, то, разумеется, говорить стихами. Чтобы не пропала эта прелесть несчастья. Цветовая гамма поэзии Кушнера – это мраморные переливы Балтики и опять-таки роскошь зеркал. Бело-серебряных, стальных и плоских:
Туча похожа была
на Балтийское море,
Серо-стальная, с неистовым
сабельным блеском.
Было бы жаль утопить ее
в складчатой шторе
Или кисейным ее поручить
занавескам.
Кушнер пишет именно что густо:
Увидеть то, чего не видел
никогда, –
Креветок, например, на топком
мелководье.
Ты, жизнь, полна чудес, как
мелкая вода,
Жирны твои пески, густы
твои угодья.
Кушнер не знает, кто послал дар, поэт не религиозен:
Когда тот польский педагог,
В последний час не бросив сирот,
Шел в ад с детьми и новый Ирод
Торжествовать злодейство
мог,
Где был любимый вами бог?
Или, как думает Бердяев,
Он самых слабых негодяев
Слабей, заоблачный дымок?
Бог не растворяется в геройстве Януша Корчака. Это не для философии Кушнера.
Детали, конкретика, абстракции – все это составляет единое целое в стихах Кушнера:
Ад – я жил в нем, я бедствовал
в нем,
И обедал, и ужинал, черным
Пожираем незримым огнем,
Но поэзия огнеупорным
Оставалась занятьем, в огне
Говорила о счастье, вводила
В заблужденье, мирволила мне,
Ублажала и благоволила.
Поэзия превыше всего. И Кушнер – ее рыцарь.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать