В ИДУЩЕЙ политической дискуссии о субъектности государственной власти в России полпредам отведено особое место. Отныне, после реформы СФ, резко понизившей статус губернаторов, они фактически перехватили инициативу "региональных послов" и стали главным связующим звеном провинции и Центра. Одновременно они должны помочь "сцементировать" страну единым правовым пространством, а также ослабить те "неконституционные" центры власти, которые возникли в России за последнее десятилетие. Предполагается, что они станут главными трансляторами политики главного субъекта власти - президента - в регионы. Это вписывается в ту модель "субъектности государства", которую де-юре и де-факто отстаивает президент. На вчерашней пресс-конференции полпред Центрального округа Георгий Полтавченко фактически обрисовал, как работает эта модель у него в округе.
В качестве одного из главных приоритетов Полтавченко обозначил исправление огрехов, которые вскрыла правовая "ревизия" - более 140 региональных законодательных актов противоречат федеральным законам. В то же время серьезных проблем в отношениях с главами субъектов Федерации по проблеме приведения местных законов в соответствие с федеральными у себя в округе полпред пока не видит. К тому же процесс создания единого правового пространства видится ему как двухсторонний - "если региональные акты содержат рациональное зерно, то не исключено, что менять придется федеральный закон". Решать эти проблемы он собирается в дискуссионном порядке. Пока прибегать к помощи специальных "рычагов воздействия" необходимости, по его словам, нет. Однако в случае если кто-либо из региональных руководителей не захочет исправлять ошибки, на которые ему укажут, то, по словам Полтавченко, даже депутатский иммунитет не будет помехой для привлечения их к уголовной ответственности. Пока с губернаторами "жестких разногласий" нет, полпред намерен действовать больше словом, чем делом, работая с ними "как индивидуально, так и коллективно."
Однако, действуя в правовом поле, полпред пообещал одновременно оставаться и в демократическом и использовать свой авторитет дозированно: не "склонять" губернаторов к тем или иным решениям и ни в коем случае не устраивать гонений на прессу. Более того, он попытался заверить журналистов в том, что таких планов не вынашивает ни президент, ни Совет безопасности. И назвал слухи о готовящемся назначении на руководящие посты в СМИ лояльных Кремлю кадров "чушью" и "веселым анекдотом".
Правда, вопросы, касающиеся специфических проблем региона, Полтавченко комментировал уже без юмора. В Центральном округе остро стоят все демографические проблемы, о которых подробно говорил президент в своем послании (смертность в 2 раза превышает рождаемость, идет старение населения, не решен вопрос регистрации мигрантов). И хотя полпреды должны лишь координировать, а не решать эти задачи, по-видимому, без авторитета региональных начальников в чужом монастыре порядка не навести. Поэтому помимо "специальных рычагов воздействия" Полтавченко, по его словам, активно прибегает к компромиссам, во всяком случае с наиболее влиятельными региональными лидерами. Он заявил, что у него сложились "весьма позитивные контакты" со столичным мэром Юрием Лужковым. По-видимому не без взаимности - накануне вечером в телевизионном эфире московский мэр так выразил свое отношение к президентскому "прокуратору": "Договоримся".