ВЧЕРА старший следователь московской авиатранспортной прокуратуры Георгий Цабрия, расследующий уголовное дело в отношении ОРТ, был отстранен от следствия по данному делу по личному распоряжению генпрокурора Владимира Устинова. Последний расценил действия авиатранспортной прокуратуры как незаконные и даже распорядился провести служебную проверку. По-видимому, руководство решило, что чрезмерное рвение г-на Цабрии его компрометирует.
Похоже, г-на Цабрию подвело желание действовать по "стандартной схеме", которая утвердилась у сотрудников правоохранительных органов, давно превративших ревизию коммерческих структур с помощью налетов в масках в дело обыденное. По свидетельству сотрудников ОРТ, группа Цабрии вполне придерживалась сложившегося сценария: проверка финансовой документации с элементами неожиданного вторжения, а также силового и психологического давления. Силовики отнеслись к ведущему телеканалу страны ровно так же, как они действовали бы в сотне других коммерческих структур. Но на сей раз они ошиблись. Видимо, указания сверху устраивать шоу не было.
По словам сотрудников ОРТ, дело с кассетами пытались урегулировать не единожды. Да и состав преступления найти в нем трудно. Максимум, на что мог рассчитывать работник правоохранительных органов, - это на ошибки в оформлении таможенных документов. Более того, практика провоза кассет, которая так заинтересовала следователя, столь широко использовалась самыми различными телекомпаниями, что не сулила вовсе никаких сенсаций и громкого расследования. Сотрудники ОРТ, объясняя налет на компанию, склонны считать, что либо следователь "вытащил" это дело из пачки других случайно в надежде получить результаты, которые могли бы украсить годовой отчет, или же ему "заказали" кого-нибудь из работников хозяйственного отдела ОРТ. Во всяком случае, по мнению сотрудников телекомпании, эти версии могли бы быть более вероятными, нежели те, которые связывают происшедшее с именем Бориса Абрамовича Березовского.
Во-первых, неправильно оформленные документы на провоз кассет не имеют никакого отношения к финансированию канала. Во-вторых, владение солидным пакетом акций компании вовсе не обязывает его хозяина финансировать канал. Поэтому искать в данной акции "наезд" на магната некорректно. И вообще с таким же успехом происшедшее можно было бы считать наездом на Владимира Путина и Александра Волошина, поскольку ОРТ - канал государственный. Его политику, включая кадровую, определяет руководство страны.
По-видимому, не склонно усматривать большой политики в случившемся и Минпечати. Михаил Сеславинский назвал ОРТ "сугубо мирной организацией, которая законопослушно реагировала на все предыдущие запросы прокуратуры". Поэтому он считает, что "способы действий авиатранспортной прокуратуры в отношении ОРТ не были спровоцированы самой телекомпанией".