Фото Kremlin.ru
Прошедшая неделя, как это обычно и бывает в конце апреля – начале мая, вся была посвящена подготовке страны и власти к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. По традиции в этом принял активное участие и президент РФ. Самым громким из его решений стало переименование международного аэропорта Волгограда, теперь он должен будет называться «Сталинград», причем именно так, в кавычках.
Поскольку, согласно указу Владимира Путина, во-первых, «присвоенное международному аэропорту Волгоград историческое наименование не является составной частью установленного наименования этого географического объекта». А во-вторых, такое изменение названия «не влечет за собой изменения установленного наименования этого географического объекта». Указ президента появился после его встречи с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым, который сообщил о соответствующей просьбе ветеранов, а еще – и участников спецоперации на Украине. «Их слово для меня закон», – ответил на это Путин. То есть просьбы, исходящие примерно из того же источника, о переименовании уже всего Волгограда до главы государства как бы и не дошли.
А самым громким заявлением президента РФ на минувшей неделе стали его слова о том, что «история – это наука не о прошлом, это наука о будущем». А также о том, что история – это «очень важная составляющая нашей жизни». Путин сказал об этом в ходе своего выступления на встрече с участниками мероприятия, которое было обозначено как просветительский марафон «Знание. Первые». Это большой молодежный проект не так давно возрожденного всероссийского общества «Знание», сразу же переданного под кураторство первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко. Встреча прошла в том же Волгограде, где российский президент принимал в гостях президента Белоруссии Александра Лукашенко, который также участвовал в различных предъюбилейных событиях.
Было интересно наблюдать, как активисты исторического просвещения, говоря о прошлом, на самом деле имели в виду настоящее, причем зафиксированное в моменте. Отсюда, видимо, и следовали их совершенно конкретные предложения: ввести звание «почетный просветитель», установить монумент волонтерам и пр. Умудренные же опытом государственные руководители, оба, говоря о том же прошлом, имели в виду настоящее как бы продленное. Иными словами, будущее, которое наступает еще при них, причем имеющее прикладное значение – например, внешнеполитическое. И так и осталось непонятным, кто у кого позаимствовал такой подход: борьба за нашу версию исторической памяти необходима, чтобы показать остальному миру, почему Россия и Белоруссия действуют так, как они действуют. И, конечно, доказать правоту своих действий.
Об этом высказались и Лукашенко, и Путин примерно в одинаковых выражениях. Например, президент РФ заметил: «Я иногда слышу от своих зарубежных коллег, даже тех, которые, мягко говоря, не симпатизируют тому, что мы делаем, защищая свои интересы, они говорят: ну да, конечно, Советский Союз и советские люди так пострадали, конечно, вы имеете право думать о защите своих интересов и обеспечении своей безопасности сегодня и на длительную историческую перспективу. Это имеет значение в практическом плане». Так что это вовсе «не поиск врагов в прошлом», подчеркнул президент РФ. Видимо, имеется в виду, что важнее именно исторические интерпретации, чем прошедшая реальность, что конкретно показал и публичный разговор Путина и Лукашенко о зигзагах и поворотах истории георгиевской ленточки.
Между тем на прошлой неделе в очередной раз отмечался и День российского парламентаризма. Он был введен в связи с тем, что 27 апреля 1906 года начала работу самая первая Государственная дума. По уже сложившейся традиции в этом день в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге проводит свое заседание Совет законодателей РФ. Эта структура включает в себя спикеров всех региональных заксобраний, которые собраны под началом председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Вячеслава Володина. Скорее всего по той причине, что этот год пока не юбилейный, Совет законодателей с участием президента РФ прошел в абсолютно будничной атмосфере, как говорится, в рабочем порядке. Точно такой же характер несли и столь традиционные персональные беседы Путина с руководителями обеих палат Федерального собрания.