0
1397
Газета Политика Интернет-версия

07.08.2008 00:00:00

Противостояния не будет

Ольга Крыштановская

Об авторе: Ольга Викторовна Крыштановская - доктор социологических наук, руководитель Центра изучения элит при Институте социологии РАН.

Тэги: россия, власть, элита


Сегодня хорошим тоном считается утверждать, что у нас нет элиты. Сразу оговорюсь: употребляя этот термин, я имею в виду правящую группу общества. Хорошая она или плохая, но она есть. Исследуем мы – подразделение в Институте социологии РАН – эту группу с 1989 года в режиме мониторинга.

Последние перемены, связанные с избранием нового президента страны, практически не затронули ни Совет Федерации, ни Государственную Думу, поэтому наше последнее исследование было сфокусировано на бюрократии федерального уровня. То есть речь шла о правительстве и администрации президента.

Сейчас стало модным говорить о неизбежном противостоянии Медведева и Путина, о двух центрах власти. Но возможно ли такое противостояние? Наше исследование показывает, что Медведев обновил свою администрацию лишь на 16%. То есть большинство людей, с которыми он работает, на которых опирается, – это люди, которых к власти привел Путин. Что же может сделать руководитель без опоры на аппарат? Нужно время, чтобы создать свою команду, чтобы укрепиться, взять бразды правления в свои руки.

Нельзя сказать, что у Дмитрия Медведева нет своей команды. Есть. И сформировалась она примерно в 2005 году, когда он был назначен первым вице-премьером правительства. Его команда состоит из трех частей. Большая ее часть – это юристы, имеющие неплохие позиции в высших судах, в других правоохранительных ведомствах. Другие работают в структурах «Газпрома». Третьи – чиновники из аппарата правительства и администрации президента. В основном это его сокурсники по Ленинградскому университету, люди, с которыми Медведев работал на разных этапах своей карьеры. Но на сегодня высокостатусные позиции имеют всего десяток человек. Можно ли при таком раскладе говорить о том, что Дмитрий Медведев готов к противостоянию со своим политическим «отцом» Владимиром Путиным? Я полагаю, наивно и смешно так думать.

Команда Медведева только формируется, а команда Путина меняет дислокацию и в какой-то степени состав. Темпы становления двух команд неодинаковы: Путин обновил правительство на 23%, а Медведев свою администрацию – только на 16%. Причем у Путина людей, перешедших из правительства в администрацию, – 25%, а у Медведева, наоборот, из правительства в администрацию – 85%. Это говорит о том, что у Медведева чрезвычайно ограничен кадровый ресурс. Пока он может рассчитывать на небольшую группу чиновников, с которыми работал в правительстве раньше. А в основном его окружают путинские кадры.

У Путина кадровые возможности гораздо шире. Он черпает кадры и из Питера, и из силовых структур, и из регионов, и из бизнеса. Кстати, при Путине доля выходцев из бизнес-структур в политической элите достигла небывалой высоты – почти 40%.

Почему же, несмотря на видимое различие в политическом весе, у нас продолжают говорить о противостоянии Путина и Медведева? Ну, во-первых, есть силы, которые хотят их поссорить, так как недовольны выбором преемника. Это необязательно враги Путина (а они у него, безусловно, есть, так как многие были обижены в годы его правления, у многих была отнята собственность, многих выгнали из страны, лишили статуса и власти). Лить воду на мельницу раздора могут и друзья, отодвинутые на периферию власти. Оппозиция в России – это не бедные пенсионеры или забытые работяги. По-настоящему опасная оппозиция – это обиженные властью. Это бывшие.

Кроме того, есть и другие причины, заставляющие задуматься о рискованности двоевластия. Даже младенцы знают, что Медведев – преемник Путина, продолжатель его дела. И вот теперь он связан по рукам и ногам этим «преемничеством». Любое действие Медведева, любые его слова могут трактоваться как бунт на корабле. Стал бороться с коррупцией? Ага, значит, получается, что Путин эту коррупцию развел? Сказал, что государственные должности продаются? Бросил камень в огород Путина, который, получается, это безобразие допустил! Высказался, что, мол, не надо «кошмарить бизнес»? Ясно, президент не согласен с премьером в деле «Мечела». Может ли в таких условиях Медведев активно действовать и не навлечь подозрения в конфронтации с бывшим начальником? Нет, не может. Ничего не может делать! Только клясться день и ночь в преданности и верности. Но это же абсурд!

Да, есть различия в подходах к управлению Путина и Медведева. Есть разный опыт работы, ориентация на разные группы бюрократии. Вот, например, президент, сформировав администрацию, существенно снизил число силовиков. В то же время Путин, перетащив кадры в правительство, увеличил этот контингент в Белом доме. То есть Медведев, несмотря на то что работал в команде Путина и лично знаком со всеми силовиками, видимо, и по складу характера, и по опыту далек от этих кругов и ориентируется не на них. Его сильная сторона – юристы, адвокаты, прокуроры, судьи. Поэтому и первые реформы, начатые им, коснулись правоохранительной сферы. Это – его, родное, в этом он разбирается, это понимает.

Пока видится, что полномочия между премьером и президентом распределены так: у Медведева – администрация президента, часть силового блока правительства, Совбез, верховное главнокомандование и судебная система. У Путина – экономический блок правительства, усиленный рядом силовых ведомств и МИДом, которые де-факто переподчинены премьеру, Госдума и Совет Федерации, региональные парламенты, Счетная палата и отчасти губернаторы – через лидерство в «Единой России». Даже по формальным признакам Путин на сегодняшний день – фигура более весомая, чем молодой президент, которому еще предстоит сформировать свою базу поддержки, выработать свой стиль управления.

Каковы перспективы этого тандема? Мне видится, что возможны два сценария развития событий. Первый связан с возвратом Путина в президентское кресло через три с половиной года, а может быть, и раньше. Вторая – путь парламентской республики, при котором можно, не покидая премьерского поста, стать человеком № 1 в стране. И тот и другой сценарий вполне осуществимы. Но мне кажется немного более вероятным именно второй сценарий. Почему? Да потому что Путин уже сделал два шага в этом направлении. Во-первых, возглавив правящую партию. И во-вторых, перераспределив полномочия в правительстве в свою пользу (хотя пока это и не подтверждено законодательно). Правда, этого недостаточно. Нужно еще внести как минимум два изменения в Конституцию РФ: усложнить процедуру отставки премьер-министра и изменить порядок назначения. Почему премьер-министр был у нас все последние годы фигурой технической? Да потому что его, как обычного чиновника, президент мог как назначить, так и снять одним росчерком пера. Для парламентской республики нужен такой глава кабинета, который не назначается. Премьером должен автоматически становиться глава победившей на парламентских выборах партии. Вот тогда мы сможем сказать – теперь у нас парламентская республика.

Такие изменения могут произойти тихо и постепенно. Сначала «Единая Россия» будет переформатирована, усилена, наполнена новым содержанием. Затем Дума примет поправки к ряду федеральных конституционных законов. И однажды утром мы проснемся и нам объявят, что теперь мы живем в парламентской республике. Тогда тандем Путин–Медведев сможет существовать столь же безоблачно долго, как и тандем Брежнев–Подгорный (если кто-то еще помнит нашу недавнюю историю).

Преемственность власти

Категории политической элиты

Численность

группы (чел.)

Средний год

назначения

на должность

Назначены

при президенте

Путине (в %)

Назначены

при президенте

Медведеве (в %)

Руководящие сотрудники

администрации президента

и аппарата Совета безопасности

2007

51

2002,3

84,3

2008

42

2003,5

83,3

16,7

Правительство (министры,

руководители федеральных

агентств, служб, комитетов)

2007

86

2003,0

89,5

2008

91

2005,1

71,4

17,6

Обновление власти при президенте Д.Медведеве (на 01.08.08)

Категории политической элиты

Численность

группы (чел.)

Темп

обновления

Доля перешедших

из АП среди новых

членов правительства

Доля перешедших

из правительства

в АП

Руководящие сотрудники

администрации президента

и аппарата Совета безопасности

42

16,6

85,7

Правительство (министры,

руководители федеральных

агентств, служб, комитетов)

91

23,1

25,0

Под темпом обновления принимается удельный вес сотрудников от общей численности группы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
893
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1536
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1769
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1265

Другие новости