0
1154
Газета Политика Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Ситуация в Южной Осетии обостряется самими властями

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Михайлович Иванов - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук.

Тэги: южная осетия, выборы, коррупция


К ситуации в небольшой по территории и численности (несколько десятков тысяч человек) Республике Южная Осетия (РЮО) вновь приковано внимание российской и международной общественности. Поводом послужил инцидент 9 февраля текущего года, когда представители государственных силовых структур в масках и с автоматическим оружием в руках в 18.30 по местному времени ворвались в штаб-квартиру победившей на прошедших в стране президентских выборах Аллы Джиоевой. В результате она попала в реанимацию. Каковы бы ни были официальные версии случившегося, инцидент был воспринят крайне негативно общественностью республики и за рубежом. Бывший министр образования, женщина в возрасте, получившая безоговорочную поддержку на президентских выборах со стороны большей части населения страны, не должна была подвергаться столь унизительной и опасной для здоровья «спецоперации».

Предыстория конфликта такова. Как известно, международные наблюдатели, в числе которых были и российские, не усмотрели каких-либо серьезных нарушений в ходе состоявшихся 27 ноября 2011 года президентских выборов в РЮО и признали их вполне демократичными и легитимными. Однако председатель Верховного суда Южной Осетии заявил, что поступила жалоба на нарушения в ходе выборов от партии «Единство», в связи с чем высшая судебная инстанция республики запретила обнародование любой информации, касающейся итогов голосования, и вынесла решение признать выборы недействительными. Каких-либо конкретных фактов в обоснование такого решения приведено не было, разъяснительной работы среди населения и в местных СМИ не проводилось. Позднее ЦИК РЮО назначил новые президентские выборы на 25 марта 2012 года. Это спровоцировало массовые протестные выступления сторонников Джиоевой. В конце концов в республике при посредничестве России был достигнут компромисс – президент Эдуард Кокойты уходит в отставку. Предполагалась также отставка генпрокурора, его заместителя и председателя Верховного суда. Однако парламент не утвердил отставку генпрокурора и председателя Верховного суда. В ответ Джиоева отозвала свою подпись под соглашением с властями и на 10 февраля назначила свою инаугурацию в качестве президента.

Победа Аллы Джиоевой на президентских выборах – не просто факт оказания ей народом большего доверия, чем сопернику – ставленнику нынешней власти, министру МЧС Анатолию Бибилову, но фактический провал политики использования на выборах административного ресурса, давления и финансовых вливаний со стороны заинтересованных частных и государственных структур, местных и российских чиновников. За несколько дней до голосования президент РФ встретился с Бибиловым во Владикавказе и тем самым поддержал его.

И тем не менее оппозиционный кандидат уверенно победила ставленника местных властей. Голосование за Джиоеву мотивировалось в первую очередь вполне созревшими к тому времени протестными настроениями населения РЮО, вызванными катастрофической ситуацией в сфере восстановления разрушенного войной 2008 года народного хозяйства и жилищного фонда. Выделенные на это деньги российских налогоплательщиков бессовестно разворовывались российскими и местными чиновниками. Президент Кокойты и назначенный по представлению Минрегионразвития России главой правительства республики челябинский предприниматель Вадим Бровцев оказались неспособными к адекватному управлению новым государством в условиях мирного времени. Здесь был тот же «букет» проблем, что и в России (высокий уровень коррупции, клановость, непомерно раздутые штаты чиновников и силовых структур, сращивание их с организованной преступностью, игнорирование властями элементарных прав и свобод граждан). Сам Кокойты, оправдываясь в причинах срыва восстановительных работ, вынужден был признать, что некоторые российские подрядные организации, в частности «Спецстрой России», который является федеральным органом исполнительной власти, завышали стоимость проектов на порядок (в 10 раз). Полученные из РФ 43 млрд. руб. поступали из разных источников: более 30 млрд. – из российского бюджета, 10 млрд. вложил «Газпром», 2 млрд. – правительство Москвы и еще 1 млрд. руб. – благотворительный спецсчет. На эти деньги в республике должны были построить и восстановить жилье, дороги, больницы и объекты инфраструктуры. С 2008 года в республике не утихают коррупционные скандалы, связанные с расхищением этих денег и гуманитарной помощи. Фигурантами уголовных дел становятся чиновники, строители и предприниматели. И если в России, при ее масштабах, такие кражи стали нормой и как бы не замечаются властями, то в маленькой Южной Осетии видно, кто и как ворует. Поэтому поддержка Джиоевой избирателями была, безусловно, протестным голосованием против нынешних югоосетинских властей. Москва, поддержав решение признать выборы президента РЮО недействительными, тем самым противопоставила себя большинству населения Южной Осетии и усилила раскол югоосетинского общества.

Складывается впечатление, что прошедшее с августа 2008 года время было бездарно растрачено российскими чиновниками, отвечающими за цхинвальское направление. РЮО нуждалась не только в военной и финансово-экономической помощи, но и в строительстве гражданского общества и демократических институтов власти. Южная Осетия – это не просто небольшая, частично признанная республика, а как бы «пилотный проект» России на Кавказе. И в Тбилиси, и в Баку, и в Ереване, и в западных странах, СНГ, да и в самой России, особенно в республиках Северного Кавказа, пристально присматриваются к событиям в Южной Осетии. Сможет ли республика преодолеть кризис власти, социально-экономическую отсталость и состояться как самостоятельное государство – это будет и заслугой России. Возобладают в республике силовые методы решения внутренних проблем, сохранят власть коррупционеры и их российские кураторы – это будет дискредитацией российской внешней политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1003
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2833
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1600
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1967

Другие новости