0
262
Газета Политика Печатная версия

14.12.2025 20:41:00

КПРФ перегрузит выборы Госдумы-2026 идеологической борьбой

Зюганов требует от партактива обертывать политтехнологии в марксизм-ленинизм

Тэги: выборы в госдуму, идеологическая борьба, кпрф, новый поток обучения партийных политтехнологий, марксизм ленинизм

Оnline-версия

выборы в госдуму, идеологическая борьба, кпрф, новый поток обучения партийных политтехнологий, марксизм ленинизм Нейросетевая агитация коммунистов должна привлечь избирателей современными образами вождей-основоположников. Кадр из видео КПРФ

В КПРФ 15 декабря стартует новый поток обучения партийных политтехнологий, хотя предыдущий завершился 14 декабря. В Центре политической учебы (ЦПУ) такую интенсивность объясняют выборами в Госдуму-2026 и в заксобрания 39 субъектов РФ. Не только лидер КПРФ Геннадий Зюганов, но и выступающие в ЦПУ «красные губернаторы» настаивают на том, что идеология должна идти впереди технологий: если донести до избирателей современную суть марксизма-ленинизма, то за что еще они проголосуют. Решать электоральные проблемы, перегружая кампанию идеологической борьбой, – путь, возможно, и рискованный, но для левых, наверное, единственный, считают эксперты.

В новом потоке принимают участие 30 коммунистов из регионов, но тема обучения та же, что и для предыдущего, – «Политические технологии в избирательных кампаниях». Представители отделений 29 субъектов РФ – руководители парторганизаций и предвыборных штабов и рядовые, но активные партийцы – разъехались из ЦПУ КПРФ буквально только что, 14 декабря. И, наверное, под большим впечатлением от заявлений выступавших перед ними Зюганова и «красных управленцев» – бывшего мэра Новосибирска Анатолия Локтя и действующего главы Хакасии Валентина Коновалова.

Например, Зюганов подчеркнул, что выборы 2026 года будут иметь принципиальное значение для судьбы страны и ее народа: «Мы должны формировать не просто технологически выверенную кампанию, но прежде всего идеологически насыщенную, опирающуюся на принципы социализма, патриотизма и справедливости». 

Он напомнил, что «Программа Победы КПРФ» – это не просто перечень тезисов, а «конкретные практические шаги к укреплению экономики и социальной сферы». Впрочем, предложения коммунистов остаются все те же: национализация стратегических отраслей, смещение налоговой нагрузки с трудящихся на богатых граждан, увеличение прожиточного минимума и МРОТ, восстановление бесплатного образования и медицины, а также одобрение властью того бюджета развития страны, который разработала партия.

Особое внимание Зюганов уделил необходимости донести эти идеи до каждого избирателя, то есть вывести «Программу Победы» в центр политического диалога с гражданами. А главный его посыл прозвучал в конце речи: «Вы должны понять, что никакие избирательные технологии не будут работать без сильного идейного и нравственного каркаса. Стройте свою работу на принципах справедливости, честности и преданности народу. Только так мы сможем победить на выборах 2026 года и воплотить в жизнь нашу программу».

Руководитель ЦПУ Станислав Аниховский сообщил «НГ», что поток специализированный, он готовит к будущим выборам руководителей избирательных штабов в регионах. Ведь помимо борьбы за места в Госдуме ожидается большая региональная и муниципальная кампании. То есть учиться приехали именно те люди, которые и будут отвечать за выборы в своих регионах. По его словам, охватить планируют активистов со всей страны – кроме декабрьских потоков, обучение по той же теме возобновится в феврале. Объяснил «НГ» Аниховский и ставку на идеологию: «В России другие партии в полном смысле партиями не являются, прежде всего это касается «Единой России» и ЛДПР. Поскольку у них нет идеологии, их предвыборная работа сводится к манипуляциям и обещаниям, но рано или поздно избиратель распознает обман. И это перестает работать, а тогда на помощь этим партиям приходит административный ресурс. Но у нас другие цели и поэтому другие методы. Для нас избирательная кампания – это способ реализации приоритетных принципов – справедливости, равенства и братства».

235-3-1-480.jpg
Лидер партии Геннадий Зюганов выдает активу
идеологические установки на будущий год. 
Фото с сайта www.kprf.ru
То есть получается так, что вопреки общемировому тренду и российским реалиям, которые на первый план выводят именно предвыборные политтехнологи, а не прямую идеологическую накачку населения, КПРФ решила сделать ставку именно на последнее. Судя по всему, этому может быть несколько объяснений. Например, «поплыл» уже ядерный идеологический электорат партии, который надо попытаться любыми силами сохранить, поскольку другого избирателя может и не оказаться. Либо, возможно, КПРФ ведет переговоры с властью о местах и квотах для своих депутатов в различных парламентах, а потому показывает готовность отказаться от образа главной протестной партии. Этим имиджем коммунисты удачно воспользовались в 2016-м, а еще более – в 2021-м, но уже на президентских выборах 2024-го согласились отойти в пресловутый «тупик имени Харитонова», то есть принять отведенный им второй результат с минимальным отрывом от прочих партийных выдвиженцев. Кстати, как раз та кампания и была менее протестной и более идеологизированной. Так что если КПРФ действительно согласна оставаться в левой нише, то тамошние протестные голоса следует максимально привлечь к современному пониманию марксизма-ленинизма. Наверное, отсюда и повышенное пристрастие нынешних коммунистов к роликам, изготовленным нейросетями, в которых оживляются их вожди и основоположники.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «КПРФ – исторически идеологическая партия, Зюганов только лишний раз это подтвердил». Идеология была опорой для КПСС, сказал он, – и остается таковой для КПРФ. «Апелляция сейчас идет в первую очередь к активу и ядерному электорату. Но дело не в том, что он «поплыл» или растворился, что какие-то проблемы с ним есть уже сегодня, а в том, что если не проводить идеологическую накачку каждый раз перед выборами, то подобные проблемы могут возникнуть завтра», – пояснил Макаркин. По его словам, учащиеся ЦПУ, как правило, и так в большинстве своем люди идеологически ориентированные, недаром они вступали в оппозиционную партию, получая членское удостоверение, наверное, не просто в качестве карьерного лифта. Однако «это специфика коммунистических партий любой страны, тема идеологии для них основная, будь это Россия, Китай, Венесуэла и т.д.».

А если идеология в них начинает размываться, то вскоре такие партия перестают быть коммунистическими, как случилось, например, в Италии в начале 90-х. Поэтому тему главенства идеологии и подчеркивают все лидеры Компартии, начиная с Ленина. «Проблема еще и в том, что если забыть об идеологии или просто перестать акцентировать внимание на ней, то рано или поздно разочаруется не только актив, но и ядерный электорат. А он тем не менее таков, что все-таки позволяет КПРФ спокойно пройти в новый состав Госдумы. И руководство коммунистов все риски прекрасно понимает. Отсюда и идеологическая накачка», – заметил Макаркин.

При этом он, конечно, подтвердил, что как для актива, так даже и для ядерного электората важна критичность КПРФ по отношению к власти. Эта же критичность помогает возвращать к партии периферийный электорат. «Но здесь возникает казус: если забыть об идеологии, то уйдут свои ядерные сторонники и избиратели. Если сделать на ней слишком яркий акцент – разочаруются «рассерженные горожане», то есть это оттолкнет периферийный протестный электорат. И как раз в способе подачи такой агитации на помощь приходят политтехнологии, они позволят пройти по грани, привлекая протест, но не забывая об идеологическом контексте. Так что это важно, чтобы технологии не противоречили идеологии, а не только подбирались по принципу удобства. Для идеологического электората нужен идеологизированный месседж, для протестного – больше общедемократический и обязательно протестный. И все это надо непротиворечиво увязать между собой. Поэтому-то важно вспоминать о своих прежних лозунгах, обертывать их в новые одежды, но ни в коем случае не противоречить историческим традициям партии. Например, надо бы жестко выступать в защиту рабочих перед работодателем, не призывая к примирению этих сторон – труда и капитала.

«Что же касается Локтя или того же Коновалова, то они нужны КПРФ для демонстрации позитивного опыта. Дескать, за эти трудные годы есть и реальные победы, у партии появились реально действующие управленцы, а не только критики власти», – указал эксперт. Эти примеры нужны, чтобы «воодушевить свой актив и дать позитивные примеры в аргументах перед широкими слоями избирателей: «На примере действующего главы республики и экс-мэра города-миллионника можно доказывать, что если коммунисты придут к власти, то ничего страшного не случится. И даже наоборот: будут строиться дороги и дома, открываться новые больницы и школы и т.д. Кроме того, коммунистов ведь часто упрекают, что они на власть и не претендуют. А это все живые примеры, что и претендуют, и иногда добиваются своего». «Избирателям вообще ни в коем случае нельзя говорить, что партия на власть не претендует, это основа основ предвыборных технологий», – подчеркнул Макаркин. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, напомнив «НГ», что политтехнологии – это способы, методы и процедуры, побуждающие людей к желательному для партии электоральному поведению, сказал, что при этом важно, чтобы «избиратели сохранили представление о свободе своего выбора». При этом эксперт он не согласен, что идеологии по-настоящему ушли в прошлое: «Как ни крути, любая избирательная кампания начинается с идеи. Из относительно недавнего стоит вспомнить хотя бы Трампа с его «Сделаем Америку снова великой». Конечно, многие идеи могут уходить в популизм, но если вообще нет идеи или идеологии, то и электората устойчивого у такой партии может не быть, он все время лишь ситуативный». Однако свои идеологии партии внедряют в сознание избирателей в новом виде, например, заметил Калачев, нынешняя КПРФ уже не использует чистый марксизм-ленинизм в прежнем виде, это у них теперь компиляция различных идей, то есть «само понятие идеологии не уходит в прошлое, она подвергается переформатированию». И когда партии начинают предлагать избирателям решение их проблем, для идеологических партий важно делать это именно в идеологическом оформлении. «Кроме того, КПРФ сейчас выгодно показать свое отличие от других партий, в том числе парламентских: «Дескать, все ненастоящие, пустышки, спройлеры и просто политтехнологические проекты, а мы – настоящие! То, что не по силам другим – нам по силам!» Да и назвать сегодня какую-то партию политтехнологическим проектом – это по сути дела ее оскорбить и унизать. Люди негативно относятся к понятию «политтехнология». И, наоборот, у нас по-прежнему любят идейных борцов», – считает Калачев.


Читайте также


Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
2360
КПРФ сталкивается с ограничениями в борьбе за монументы

КПРФ сталкивается с ограничениями в борьбе за монументы

Дарья Гармоненко

В Вологде установили статую Сталина, но не восстанавливают памятник революционерам

0
1927
КПРФ разработает новую сталинскую Конституцию

КПРФ разработает новую сталинскую Конституцию

Дарья Гармоненко

Левая партия парламентского типа доказывает свою оппозиционность законопроектами

0
2135
Сценарий выборов в Госдуму пока не написан

Сценарий выборов в Госдуму пока не написан

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В соцопросах обнаружилась дискуссия о месте и роли "Новых людей"

0
2156