Нейросетевая агитация коммунистов должна привлечь избирателей современными образами вождей-основоположников. Кадр из видео КПРФ
В КПРФ 15 декабря стартует новый поток обучения партийных политтехнологий, хотя предыдущий завершился 14 декабря. В Центре политической учебы (ЦПУ) такую интенсивность объясняют выборами в Госдуму-2026 и в заксобрания 39 субъектов РФ. Не только лидер КПРФ Геннадий Зюганов, но и выступающие в ЦПУ «красные губернаторы» настаивают на том, что идеология должна идти впереди технологий: если донести до избирателей современную суть марксизма-ленинизма, то за что еще они проголосуют. Решать электоральные проблемы, перегружая кампанию идеологической борьбой, – путь, возможно, и рискованный, но для левых, наверное, единственный, считают эксперты.
В новом потоке принимают участие 30 коммунистов из регионов, но тема обучения та же, что и для предыдущего, – «Политические технологии в избирательных кампаниях». Представители отделений 29 субъектов РФ – руководители парторганизаций и предвыборных штабов и рядовые, но активные партийцы – разъехались из ЦПУ КПРФ буквально только что, 14 декабря. И, наверное, под большим впечатлением от заявлений выступавших перед ними Зюганова и «красных управленцев» – бывшего мэра Новосибирска Анатолия Локтя и действующего главы Хакасии Валентина Коновалова.
Например, Зюганов подчеркнул, что выборы 2026 года будут иметь принципиальное значение для судьбы страны и ее народа: «Мы должны формировать не просто технологически выверенную кампанию, но прежде всего идеологически насыщенную, опирающуюся на принципы социализма, патриотизма и справедливости».
Он напомнил, что «Программа Победы КПРФ» – это не просто перечень тезисов, а «конкретные практические шаги к укреплению экономики и социальной сферы». Впрочем, предложения коммунистов остаются все те же: национализация стратегических отраслей, смещение налоговой нагрузки с трудящихся на богатых граждан, увеличение прожиточного минимума и МРОТ, восстановление бесплатного образования и медицины, а также одобрение властью того бюджета развития страны, который разработала партия.
Особое внимание Зюганов уделил необходимости донести эти идеи до каждого избирателя, то есть вывести «Программу Победы» в центр политического диалога с гражданами. А главный его посыл прозвучал в конце речи: «Вы должны понять, что никакие избирательные технологии не будут работать без сильного идейного и нравственного каркаса. Стройте свою работу на принципах справедливости, честности и преданности народу. Только так мы сможем победить на выборах 2026 года и воплотить в жизнь нашу программу».
Руководитель ЦПУ Станислав Аниховский сообщил «НГ», что поток специализированный, он готовит к будущим выборам руководителей избирательных штабов в регионах. Ведь помимо борьбы за места в Госдуме ожидается большая региональная и муниципальная кампании. То есть учиться приехали именно те люди, которые и будут отвечать за выборы в своих регионах. По его словам, охватить планируют активистов со всей страны – кроме декабрьских потоков, обучение по той же теме возобновится в феврале. Объяснил «НГ» Аниховский и ставку на идеологию: «В России другие партии в полном смысле партиями не являются, прежде всего это касается «Единой России» и ЛДПР. Поскольку у них нет идеологии, их предвыборная работа сводится к манипуляциям и обещаниям, но рано или поздно избиратель распознает обман. И это перестает работать, а тогда на помощь этим партиям приходит административный ресурс. Но у нас другие цели и поэтому другие методы. Для нас избирательная кампания – это способ реализации приоритетных принципов – справедливости, равенства и братства».
|
|
Лидер партии Геннадий Зюганов выдает активу идеологические установки на будущий год. Фото с сайта www.kprf.ru |
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «КПРФ – исторически идеологическая партия, Зюганов только лишний раз это подтвердил». Идеология была опорой для КПСС, сказал он, – и остается таковой для КПРФ. «Апелляция сейчас идет в первую очередь к активу и ядерному электорату. Но дело не в том, что он «поплыл» или растворился, что какие-то проблемы с ним есть уже сегодня, а в том, что если не проводить идеологическую накачку каждый раз перед выборами, то подобные проблемы могут возникнуть завтра», – пояснил Макаркин. По его словам, учащиеся ЦПУ, как правило, и так в большинстве своем люди идеологически ориентированные, недаром они вступали в оппозиционную партию, получая членское удостоверение, наверное, не просто в качестве карьерного лифта. Однако «это специфика коммунистических партий любой страны, тема идеологии для них основная, будь это Россия, Китай, Венесуэла и т.д.».
А если идеология в них начинает размываться, то вскоре такие партия перестают быть коммунистическими, как случилось, например, в Италии в начале 90-х. Поэтому тему главенства идеологии и подчеркивают все лидеры Компартии, начиная с Ленина. «Проблема еще и в том, что если забыть об идеологии или просто перестать акцентировать внимание на ней, то рано или поздно разочаруется не только актив, но и ядерный электорат. А он тем не менее таков, что все-таки позволяет КПРФ спокойно пройти в новый состав Госдумы. И руководство коммунистов все риски прекрасно понимает. Отсюда и идеологическая накачка», – заметил Макаркин.
При этом он, конечно, подтвердил, что как для актива, так даже и для ядерного электората важна критичность КПРФ по отношению к власти. Эта же критичность помогает возвращать к партии периферийный электорат. «Но здесь возникает казус: если забыть об идеологии, то уйдут свои ядерные сторонники и избиратели. Если сделать на ней слишком яркий акцент – разочаруются «рассерженные горожане», то есть это оттолкнет периферийный протестный электорат. И как раз в способе подачи такой агитации на помощь приходят политтехнологии, они позволят пройти по грани, привлекая протест, но не забывая об идеологическом контексте. Так что это важно, чтобы технологии не противоречили идеологии, а не только подбирались по принципу удобства. Для идеологического электората нужен идеологизированный месседж, для протестного – больше общедемократический и обязательно протестный. И все это надо непротиворечиво увязать между собой. Поэтому-то важно вспоминать о своих прежних лозунгах, обертывать их в новые одежды, но ни в коем случае не противоречить историческим традициям партии. Например, надо бы жестко выступать в защиту рабочих перед работодателем, не призывая к примирению этих сторон – труда и капитала.
«Что же касается Локтя или того же Коновалова, то они нужны КПРФ для демонстрации позитивного опыта. Дескать, за эти трудные годы есть и реальные победы, у партии появились реально действующие управленцы, а не только критики власти», – указал эксперт. Эти примеры нужны, чтобы «воодушевить свой актив и дать позитивные примеры в аргументах перед широкими слоями избирателей: «На примере действующего главы республики и экс-мэра города-миллионника можно доказывать, что если коммунисты придут к власти, то ничего страшного не случится. И даже наоборот: будут строиться дороги и дома, открываться новые больницы и школы и т.д. Кроме того, коммунистов ведь часто упрекают, что они на власть и не претендуют. А это все живые примеры, что и претендуют, и иногда добиваются своего». «Избирателям вообще ни в коем случае нельзя говорить, что партия на власть не претендует, это основа основ предвыборных технологий», – подчеркнул Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, напомнив «НГ», что политтехнологии – это способы, методы и процедуры, побуждающие людей к желательному для партии электоральному поведению, сказал, что при этом важно, чтобы «избиратели сохранили представление о свободе своего выбора». При этом эксперт он не согласен, что идеологии по-настоящему ушли в прошлое: «Как ни крути, любая избирательная кампания начинается с идеи. Из относительно недавнего стоит вспомнить хотя бы Трампа с его «Сделаем Америку снова великой». Конечно, многие идеи могут уходить в популизм, но если вообще нет идеи или идеологии, то и электората устойчивого у такой партии может не быть, он все время лишь ситуативный». Однако свои идеологии партии внедряют в сознание избирателей в новом виде, например, заметил Калачев, нынешняя КПРФ уже не использует чистый марксизм-ленинизм в прежнем виде, это у них теперь компиляция различных идей, то есть «само понятие идеологии не уходит в прошлое, она подвергается переформатированию». И когда партии начинают предлагать избирателям решение их проблем, для идеологических партий важно делать это именно в идеологическом оформлении. «Кроме того, КПРФ сейчас выгодно показать свое отличие от других партий, в том числе парламентских: «Дескать, все ненастоящие, пустышки, спройлеры и просто политтехнологические проекты, а мы – настоящие! То, что не по силам другим – нам по силам!» Да и назвать сегодня какую-то партию политтехнологическим проектом – это по сути дела ее оскорбить и унизать. Люди негативно относятся к понятию «политтехнология». И, наоборот, у нас по-прежнему любят идейных борцов», – считает Калачев.


