0
7553
Газета Антракт Печатная версия

29.06.2007 00:00:00

Пина Бауш и немного нервно┘

Тэги: пина бауш, театр, танец


пина бауш, театр, танец Ее спектакли озадачивают. Как и она сама.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Пина Бауш родилась 27 июля 1940 года в семье владельца небольшого ресторанчика, в 1955-м поступила на отделение танца Фольквангской высшей школы в Эссене (Германия). Училась в Нью-Йорке в Джульярдской школе, танцевала в «Новом американском балете» и Метрополитен-опера.

С 1971-го работает в качестве хореографа в Вуппертале. Возглавляет отделение танца Фольквангской высшей школы. Имеет высшую награду Германии Крест «За заслуги» и премию «Европа – театру», одну из самых престижных в мире наград в области сценических искусств.

1 июля в Москве начинаются гастроли театра Пины Бауш.

Я ни черта не понимаю: кто такая Пина Бауш? Дама с пергаментным лицом, похожая на Вирджинию Вульф (так считают многие ее биографы), худощавая, всегда в черном, носит только брюки и огромные мужские ботинки. Свитера на ней болтаются – ничего обтягивающего, никаких намеков на сексуальность┘ Косметикой не пользуется, журналистов не любит, общается настороженно – долго измеряя взглядом собеседника. Тщательно подбирает слова на пресс-конференциях┘ Застенчива. Аскетична. Ей 67 лет. Она – живая легенда постмодернистского танцтеатра. Но – не балерина и не хореограф (последнее слово, по собственному признанию, ее раздражает).

***

Еще. Она курит, обожает срывать светские мероприятия, потому что уходит гулять по городу, может несколько часов провести одна в музее. Боится самолетов, не следит за новостями. Журналисты «выдернули» из ее спектакля «Вальсы» фразу: «Еще немного вина, сигаретку, но только не домой» – и сошлись на том, что это кредо Пины Бауш.

Можно предположить, что это были французские журналисты (Пину обожают парижане) – романтично и чуть порочно┘ Немецкая пресса менее романтично, но очень «весомо» и «зримо» называет свою великую соотечественницу «главным экспортным товаром Германии».

Финские балетмейстеры не в силах отрицать величия Бауш и холодно цедят: «Экспансивная феминистка┘»

В ее поведении нет ничего странного и ничего нестранного тоже. Держится приветливо, знает себе цену. Ролан Пети в разговоре с московской аудиторией заявил: «Есть хореограф, которого я обожаю, – это мадам Пина Бауш. Вы видели ее «Весну Священную»? Совершенство». Из слов Пети ясно: Пина Бауш – гений. Но больше не ясно ничего┘

***

В 33 года она стала руководителем труппы в Вуппертале. Первое, что сделала, – переименовала балетную труппу в танцтеатр. Краткая справка о танцтеатре. Это форма художественной рефлексии, возникшая на стыке двух культурных парадигм, модернистской и постмодернистской, что, соответственно, наложило отпечаток на структуру, систему образов и сам художественный метод, лежащий в основе танцтеатра. Под понятием «танцтеатр» (в узком смысле слова) подразумевают комплексную систему мышления и чувствования, в которой абсорбировались ведущие идеи и методы постмодернизма – с его бесконечной иронией, самоиронией, деконструкцией и нарушением всяческих границ.

Леонетта Бентивольо, итальянский критик, писал, что танцтеатр расширяет язык самовыражения танцовщиков, выдвигая на первый план стремление конкурировать с правдой жизни.

***

Цель исследования театра Бауш – внутренний мир личности. Но инструмент исследований всегда один – тело. Ее представление о мире – субъективно, как и ее представление о теле. Это всегда что-то разорванное, нервное, эклектичное. Слова, кабаре, танец┘ немного балетной техники┘ Ее спектакли озадачивают (как, впрочем, и она сама).

Дерзкое, сильное театральное воображение, парадигма стилей и жанров – немного смешно, но по большей части трагично┘ И каждый делает вывод из увиденного на сцене сам. Пина никогда не дает объяснений – даже самых простых, – что она дела-

ет, что происходит на сценической площадке.

Не «разворачивает» сюжет, ни слова о методах, сверхзадачах┘ Она молчит с журналистами. Хотя молчание – не самое правильное слово. Скорее это умалчивание┘

***

Экспрессионистские танцевальные теории возникли в начале прошлого века, и «интеллектуальная революционерка» – так ее тоже частенько называют в научных исследованиях – быстро их освоила. И четко продолжила линию хореографического авангардиста Франсуа Дельсарта и Жака Делькорзи (а также своего непосредственного учителя Курта Йосса): поиск естественной, свободной от условности жестикуляции. В способности придумывать все новые и новые «свободные» движения Пине Бауш по сей день нет равных.

***

Она танцует с пяти лет. Каждый раз в критических статьях, особенно тех, кто недолюбливает Бауш, присутствуют слова «она круглая отличница по всем предметам». Ей все и всегда давалось легко┘ так говорят. Она опять умалчивает.

Кто-то злобно написал: «Эта женщина, никогда не снимающая грубых ботинок, – главная достопримечательность мрачного городка Вупперталь».

Бауш легко парировала: «Да, там нечего делать, можно только работать». Она, конечно же, не только работает. Есть и личная жизнь. Вот скромная информация об этом. На одном из танцевальных семинаров познакомилась со своим будущим мужем и сопостановщиком, сценографом Рольфом Берцигом. У нее есть любимый танцор – Доминик Мерси. По слухам, его мнением она бесконечно дорожит. Почему ей так дороги советы Доминика и┘ как быть с Берцигом? Никакой логики. Характер у Пины? Очевидно, не совсем нордический.

***

Год назад я случайно оказалась рядом с Пиной Бауш. Два часа просидела на полу вместе с ней на ее представлении «Мойщик окон». (Других мест не было – для меня, это понятно, но вот почему их не было для Бауш?) Пергаментная кожа – ну нет, елки! Вирджиния Вульф – это не про Пину Бауш┘ Их роднит разве что отсутствие гламура. На Бауш, как обычно, мужские ботинки, изящно подчеркивающие ее хрупкость, костюм иссиня-черный, глаза – серые? Очень мягкий взгляд. Выглядит лет на сорок┘

Аскетичность? Опять не про Бауш. По крайней мере я видела стильную, изысканную, элитарную женщину с великолепной фигурой и очень живой реакцией на происходящее вокруг. Да, она действительно не красится. И в редких интервью постоянно говорит: «Для меня красота – это то, что настоящее┘» Спектакли ее тоже без тени косметики: то бесконечный дождь льет прямо на подмостки («Ария»), то восемь тысяч гвоздик («Гвоздики»), как гора снега (или песка?) по всей сцене┘

***

Она снялась в двух культовых фильмах. У Феллини в очень театральной картине «И корабль плывет» сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Альмодовара «Поговори с ней» сыграла Пину Бауш (иначе говоря, саму себя – и ведь ни черта ее это не смутило?), где станцевала пару сценок из своего легендарного спектакля «Кафе Мюллер».

***

«Я никогда не хотела быть хореографом, я всегда хотела только танцевать. Я начала ставить, чтобы сочинить для себя большие главные роли – но это так и осталось мечтой. Я потанцевала только в «Кафе Мюллер» и еще в одной вещи. Я все еще жду своих ролей┘» – это Пина Бауш говорила на московской пресс-конференции. В конце добавила: «У меня проблемы с коммуникацией – я всегда боюсь что-то неточно выразить или неправильно сказать». Потом она рассмеялась┘ Такой сильной эмоции от «стянутой» наглухо в «черный кокон» великой Пины Бауш никто не ожидал – но смеялась она очень заразительно┘

***

Спектакль «Мазурка Фого», который мы сможем увидеть уже 1 июля, – один из самых шикарных спектаклей труппы Вупперталь. Мелодии Кабо-Верде и томные фадо┘ А начинается представление со стонов Эроса. Кстати, на одной из фотографий, сделанных на раннем представлении (или после?) «Кафе Мюллер», Пина Бауш стоит в балетной пачке и┘ с обнаженной грудью. Но волосы, как обычно, стянуты в тугой узел на затылке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Михаил Сергеев

Подшефные правительству территории наращивают свои долги

1
1178
Студентов учат без перспективы трудоустройства

Студентов учат без перспективы трудоустройства

Анатолий Комраков

Система образования живет в докризисной реальности

0
1260
Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Ольга Соловьева

Производство на каждого жителя в РФ уже опустилось ниже 10 тысяч долларов в год

0
1492
В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

0
539

Другие новости

Загрузка...