0
6552
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

29.03.2016 00:01:05

Староиндийская защита

Леонид Григорьев

Об авторе: Леонид Маркович Григорьев – руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ; Виктория Александровна Павлюшина – магистр НИУ ВШЭ.

Тэги: индия, демократия, общество, история


индия, демократия, общество, история Кино скрашивало жизнь, а киноафиши скрывали нищету.

Взаимная приязнь индийцев и россиян всем известна, страны сотрудничают со времен первого руководителя Джавахарлала Неру, Движения неприсоединения, теперь вот встретились в организации БРИКС. Торгуем понемногу, туристы наши греются в Гоа и непременно ездят смотреть Тадж-Махал.

Но если честно, то знаем мы об Индии немного: разве что несколько имен знаменитых политиков. А еще россияне постарше видели знаменитого «Бродягу» с великим Раджем Капуром.

Но Индостан – это не просто субконтинент, а огромный сложный мир, где расположены три страны: Индия, Пакистан и Бангладеш. У них во многом общая история. И еще такая маленькая деталь – вместе они составляют одну пятую населения Земли. А это значит, каждый шестой житель планеты – гражданин Индии, которая по численности населения намеревается обогнать Китай.

В сообществе стран БРИКС Индия беднее всех. Но зато у нее самая большая в мире демократическая система. В стране на последних выборах в парламент проголосовало более полумиллиарда избирателей, и все голоса были аккуратно подсчитаны.

От этого современного контраста бедности и демократии и приходится возвращаться в историю – откуда что началось. И почему индийский гость все пел, что «не счесть алмазов в каменных пещерах», а как их там разглядеть, если в стране до сих пор не хватает электричества.

Что там было до англичан

Богатство Индии всегда было мечтой для европейцев, но добраться туда было непросто. Александр Македонский в Индии справился с несколькими армиями, но все-таки не смог ее завоевать. А эта страна между тем дала миру классические образцы духовного наследия древности. Например, «Веды» – собрание самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Тут надо сказать, что «индуизм» – «вечный путь», учение о котором было привнесено в Индию древними ариями. «Веды» положили основу многих языческих культур индийских и европейских цивилизаций. Еще один памятник – Пантеон богов индуизма, главными из которых являются Брахма, Вишну и Шива.

Но кроме поклонения богам пантеона в индуизме есть такие направления, когда верующие считают свою душу, как и душу любого другого человека, частицей Верховного духа Брахмана, и поэтому они поклоняются только ему.

Можно попробовать представить себе светскую жизнь доколониальной поры Индии. Бытие всех этих князей и принцев (махарадж), которые веками правили своими подданными, окруженные женами, слонами, армиями. Они воевали, играли в шахматы, ревновали, погибали в войнах, но тем не менее эта элита оставалась жить в сказочной роскоши. Это было общество, находящееся в отдалении от противоречий технического прогресса, поисков решения социальных проблем. Жизнь двигалась лишь воспроизводством традиций. Этому способствовали исторически сложившаяся кастовая система и существование за счет огромной ренты.

Одной из ключевых проблем истории человечества стал «Великий разрыв». Наука пытается понять, по каким-то причинам великие государства Азии – тот же Китай и Индия особенно – оказались слабее европейцев, которые появились здесь со своими пушками лишь в конце XV века. Они искали дороги к такому выгодному товару, как восточные специи, а на пути к пряностям стоял Константинополь, уже захваченный турками. Поэтому европейцы искали для себя более дешевый транзит.

Португальцы, потом англичане, временами французы отхватывали права торговли, порты, затем анклавы. Началась Ост-Индская кампания, в которой армия англичан и местных князей победила армию французов, которой помогали другие князья, и выдавила ее из Индии. Главным событием стала знаменитая битва при Плесси генерала Клайва в 1757 году.

Колонизация: неоднозначные уроки

С этого момента целые поколения английских дворян и авантюристов стали обогащаться в Индии самыми различными методами. Это разнообразие одновременно питало сюжетами английскую литературу. Пример тому – знаменитый «Лунный камень» Уилки Коллинза, один из лучших исторических детективов. В книге главным движущим сюжет предметом становится огромный желтый алмаз, который с древних времен украшал чело бога Луны в храме священного индийского города Сомнаута.

Большую роль в истории Индии сыграла империя Великих моголов, государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана и Юго-Восточного Афганистана. Название «Великие моголы» возникло уже при английских колонизаторах (1526). Его придумали индийцы, называя так всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии.

Империя продержалась два века и, видимо, была одним из богатейших государств древности. В ней зародились трудные отношения индуистов и мусульман, поскольку султаны были разные. Многие из них угнетали не только мусульман, среди которых в те времена развивалась и светская культура. Например, в середине XVII века Инаятуллах Канбу написал ставшую навсегда актуальной книгу «О верных и неверных женах», ставшую мусульманским Декамероном.

В 1857 году началось индийское народное восстание, известное как восстание сипаев (бунт индийских солдат против жестокости англичан). Оно началось на севере, стало расширяться, поддерживаться крестьянами, а также отстраненными от власти махараджами. Повстанцами даже был захвачен Дели, но англичане сумели вернуть себе город.

В итоге восстание положило конец власти Британской Ост-Индской кампании и поставило Индию под прямое правление английской короны.

Колониальный период Индии – это особый период развития страны, в котором было отмечено все. Начиная с банальной эксплуатации коренного населения и разграбления страны и заканчивая просвещением и взаимовлиянием культур.

На этот счет есть чудесный фильм про английского мальчика Кима, который выучил индийский язык, загорел, освоил обычаи индийского народа. Все это ему пригодилось для работы в английской контрразведке того времени.

Он был как бы индийским мальчиком и разоблачил местного вождя – предателя Великобритании, который вступил в преступный сговор с группой малоприятных якобы геологов, с бородами и в меховых шапках, общавшихся между собой натурально на русском. Но для Британской империи в фильме все закончилось хорошо.

Но это чудеса кино. В реальной же истории Индии случилось так, что отставание страны в военном, техническом, экономическом отношении началось, как ни парадоксально, еще до колонизации.

Есть специальные работы, которые показывают, что в 1550–1700 годах зарплата наемных работников в городах Индии в рисовой мере составляла 80–90% от английской. Но в серебряном выражении это было только 21–27%, что означает дороговизну продовольствия в Англии. То есть в это время, похоже, голода не было, но не было и технического прогресса.

В эти времена, как мы помним, европейцы вместо христианского смирения непрерывно воевали друг с другом, конкурировали в торговле, совершенствовали военное искусство, изобретали новые способы убийства, которые немедленно применяли в бесконечных конфликтах, а потом в колониальных завоеваниях.

Разумеется, одни занимались литературой и рисовали мадонн, другие были меценатами и гуманистами, но намного больше было авантюристов, жадных королей, алчных ростовщиков и торговцев. «Намучившись» друг с другом, создав огромные армии, имея неограниченный резерв добровольцев, готовых рискнуть и отправиться грабить далеко за море, европейцы оказались серьезно выше в своей военной мощи, чем большие богатые страны Азии. Европейская алчность оказалась сильнее азиатской роскоши.

А потом наступили одновременно промышленный переворот в Европе и колонизация в Азии. И с 1700 по 1850 год по рисовой мере заработки в Индии упали на 33% от английского уровня, по серебряной мере – до 12%. Все-таки это означало, что колонизация оставила свой отпечаток на Индии. Но не только грабежом, но и отсутствием нормальных институтов, что исключало полноценное развитие.

Положительными факторами колонизации стали определенные английские демократические правила, обучение детей в Англии. Тогда элита выучила английский язык, тогда же придумали джин. Из Индии же в Англию приходили занятия йогой. Система, которая на родине была чаще всего терапией от тяжелой жизни, в европейском применении, говорят, кому-то помогает расслабляться от нагрузок рыночной демократии.

Дальше все уже более или менее известно по учебникам истории: медленно, но развивалась экономика, а значит, появлялись буржуазия и интеллигенция, усиливая тягу общества к независимости.

Надо прибавить к этим процессам участие индийских войск на фронтах мировых войн, общий мировой подъем после победы над фашизмом, чтобы понять, почему к 1947 году индийскому народу удалось вырвать независимость у Британии. Великий Махатма Ганди сумел, видимо, впервые в истории человечества освободить страну ненасильственными методами.

Военная каста отечества. Такие высоко пойдут...	Фото Reuters
Военная каста отечества. Такие высоко пойдут... Фото Reuters

Это был исторический рок – убийство Ганди в самый ключевой для страны момент. Без лидера внутренние конфликты Большой Индии сказались на процессе форматирования наций. Основные ученики Ганди, а также партнер Джинна (первый лидер Пакистана) и Джавахарлал Неру как будто находились в согласии. Но в какой-то момент, под давлением своих элит, пошли на раздел Индии.

Так началось самое большое известное нам на сегодняшний день переселение людей в условиях войны – 12 млн человек. По официальным данным, тогда погибло 500 тыс. человек – пробирались индусы через мусульманские районы, а в другом направлении – мусульмане. Потом Индия и Пакистан, естественно, воевали. Причем так долго, что создали по атомной бомбе.

Один из итогов противостояния выразился в том, что от Пакистана отделилась целая страна – Бангладеш. Для нашей работы важно подчеркнуть, что история и культура Индии, включая существование кастовой системы, характер борьбы и достижения независимости, определили стартовые условия дальнейшего развития страны.

Нынешние проблемы и приоритеты

У Индии сложное геостратегическое положение и активная внешняя политика. Армия в условиях такого внутреннего разнообразия неизбежно играет роль «плавильного котла». С военной точки зрения Индия является одной из крупнейших военных держав мира (около 1,4 млн военнослужащих на действующей службе). Военный бюджет растет – с 17,6 млрд долл. (в постоянных ценах 2011 года) до 49,999 млрд долл. 2014 года. Это более чем в два раза выше, чем 15 лет назад.

Военные расходы составляют 2,4% ВВП, или 9,1% государственных расходов. Индия импортирует больше всего оружия в мире (около 15% мирового рынка), занимаясь этим с 2010 года.

Начальный уровень развития был невысок, и экономический рост был довольно значительным, но и сейчас ВВП на душу составляет только 5,4 тыс. долл. История экономического развития современной Индии неплохо известна, в ней заметную роль сыграл Советский Союз, построивший металлургический завод в Бхилаи, помогавший созданию политехнических институтов (теперь в них обучают программированию). Что же до промышленного центра в Бангалоре, то это же пример самостоятельного индийского развития.

Что касается программного обеспечения, то эта отрасль является наиболее быстро развивающейся в индийской экономике. В условиях хронического дефицита торгового баланса правительство Индии предприняло немалые шаги для создания экспортной некапиталоемкой индустрии, которая могла бы развиваться без потребности в масштабном импорте, создавать рабочие места и поднимать уровень образования в стране.

Для этого власть пошла на существенную либерализацию внешней торговли (в частности, экспортного и импортного контроля), создание технопарков и т.п. Иностранные компании внесли свой эффективный вклад в развитие отрасли, воспользовавшись благоприятными условиями индийского рынка, нанимая из местных специалистов как программистов, так и специалистов по информационному обслуживанию.

Конкурентные преимущества при экспорте индийских программных продуктов также создает многочисленная индийская диаспора в других странах. Это обстоятельство сыграло особенно важную роль на первых этапах развития, в 80-е годы и начале 90-х. Сказался еще и тот фактор, что значительное число индийских программистов в США еще в 90-е годы перешло от работы по найму к организации своих компаний, в том числе дистрибутивных. На Западе они конкурируют с выходцами из советского пространства: последние специализируются на уникальных программах и сложных игрушках, индийские – на потребностях массового коммерческого рынка.

Исторически в Индии только 7–10% школьников оканчивают лицеи с углубленной математикой и хорошим английским. Но с учетом масштабов страны эти проценты равны ежегодному количеству выпускников всех российских школ. Таким образом, в Индии на рынке труда возникает огромное предложение, под которое и выстраиваются нетрудоемкие и некапиталоемкие отрасли экономики. Потому там и существует массовое производство программного обеспечения.

Несмотря на такие примеры, у экономики Индии немало нерешенных задач. Сегодня основным топливом энергетики страны выступает уголь (45% топливно-энергетического баланса, из них 71% уходит на электричество). Но применение требуется ограничивать из-за выбросов парниковых газов. Причем в условиях, когда до половины семей не имеют электроэнергии в домах. Так что фактор «энергетической бедности» потребует еще огромных вложений.

Да, в целом сложность задач огромна. В их решении Индия рассчитывает и на использование средств Нового банка развития БРИКС, и на Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Сейчас экономика растет впечатляющими темпами по 7–8% в год, это как раз равно прогнозу МВФ по Индии этой стране на 2016–2017 годы (7,5%). Однако история рыночных демократий показывает огромные сложности распределительных процессов между социальными слоями, национальными группами (как бы они ни определялись в мире), регионами. Свои сложности роста характерны для каждой из стран БРИКС, которые находятся в так называемой ловушке среднего уровня развития: обеспечение продовольствием ведет не к успокоению и социально-политической паузе, а к выставлению новых требований масс в связи с растущими потребностями. Развитие образования и формирование среднего класса, появление гражданского общества динамизируют демократические процессы, повышают требования к борьбе с коррупцией, которая становится жгучей проблемой и в Индии.

Население: сложность композиции

Проблема трансформации современной Индии наталкивается на исторические тупики, возникшие на прошлых этапах развития страны. Для Индии это помимо межнациональных коммуникаций проблемы каст и религий.

Кастовая социальная структура в Индии – явление общеизвестное. Неправильно считать, что после освобождения страны от колониального гнета касты были упразднены, точнее, важно понимать, что более 50 лет назад права всех каст были конституционально выравнены. Согласно делению, существуют следующие касты – брахманы (священники) в белом, кшатрии или раджпуты (военные) в красном, вайшны (земледельцы) или баньи (ремесленники) в желтом, шудры (низшая каста, слуги) в черном. «Неприкасаемые» и племена – это условно (не по закону) низший слой населения в Индии, который не входит в систему каст. Таким образом, примерно на 1 млрд индуистского населения 180 млн находятся под негласной, но жесткой дискриминацией.

И до сих пор у способных студентов из слоев «вне каст» или нижних каст есть проблемы в университетах с точки зрения академической карьеры. Политика страны по снижению кастовой дискриминации была основана на постепенном улучшении положения всех бедных, в частности тех, кто вне каст или относятся к нижним кастам. Это относится как к политической, так и к социально-экономической сфере.

Была даже создана система резервирования мест в учебных заведениях, на государственной службе и в выборных органах. Например, для внекастовых людей, занятых на грязных работах. Или для низкокастовых, тех, кто находится в этой системе ниже трех верхних каст. Чтобы они имели хоть какое-то свое представительство. Сохранение в скрытом виде остатков кастовой системы мешает вертикальной социальной мобильности, личным отношениям, продвижению талантов и в конечном счете социальному и экономическому прогрессу.

Религиозный состав населения также неравномерен, хотя подавляющая часть населения исповедует индуизм – 80%, но мусульман в стране 14% – сопоставимо с их долей в России. Христиан относительно немного – 2%, как и сикхизтов – 2%. Но последних видно везде не только по характерным головным уборам, но и по их участию в вооруженных силах.

На родине Будды остался только 1% буддистов, но Индия может гордиться тем, что она родина одной из мировых религий.

Индия – наименее урбанизированная страна БРИКС. В ней всего 32% населения проживает в городах (в Бразилии – 85%). Естественно, в Китае и Индии урбанизация прогрессирует. Но в последней все это идет трудно: улучшенные санитарные условия в Индии имеют 36% жителей. Это меньше половины тех, кто имеет такие же условия в Бразилии.

Потребности страны в строительстве жилья для среднего класса и бедных слоев огромны.

Проблема будущего страны – это во многом вопрос образования, и он в Индии стоит достаточно остро. Сильным тормозом к развитию образования была и в некотором смысле остается все та же кастовая система общества. Важно понимать, что «неприкасаемые» были безграмотны и необразованны много поколений подряд, их потомкам сейчас также сложно получить образование, несмотря на существующую систему квот в образовательных учреждениях для представителей низших слоев. Пока значительная доля детей бросает школу. Обязательным образование для детей с 6 до 14 лет стало только в 2009 году.

В Индии только примерно 63% населения грамотны, а совокупный охват населения образованием (начальным, средним и высшим) – 60%. Особенностью страны также является разница между уровнями грамотности и образования у женщин и мужчин. Грамотных мужчин примерно в два раза больше.

При этих проблемах качество высшего образования в Индии считается более высоким, чем, например, в соседнем Китае. Все дело в том, что индийское высшее образование остается элитарным и недоступным для большой части населения страны.

Болливуд как партия грез

Премьер-министр Моди победил на национальных выборах в 2014 году, он лидер Индийской народной партии, правой по национальному спектру, партии индуистского национализма. Сейчас в стране работает правительство, которое можно считать скорее национальным. Индийская народная партия получила на национальных выборах 33% голосов, чего в отличие от всех наших стран достаточно, чтобы контролировать национальный парламент. Для этого на выборы пошло 67% избирателей (рекордная явка) из 814 млн избирателей, имеющих право голоса. Это самые большие выборы на земле и самые молодые по возрасту избирателей.

Но уже в 2015 году ИНП проиграла выборы в штате Бихара (третий по населению), тем самым запустив процесс сложных политических маневров и стратегий. Это связано еще и с тем, что владеют собственностью, получают доходы состоятельные слои (и видимо, высшие касты), а вот голосуют на выборах низшие касты и бедняки.

Для наблюдателя индийской действительности самое удивительное, конечно, это то, как страна с такими сложными проблемами, непростой внешней ситуацией, огромным социальным неравенством смогла пройти путь в 70 лет в рамках демократического процесса. Экономический рост такой страны, как Индия, как, кстати, и в России, это еще и проблема неравенства развития разных штатов, которые отличаются размерами, структурой экономики, уровнем урбанизации и т.д.

Серьезные различия между штатами основаны не только на экономике (доля промышленности, городов и проч.), но и на отношениях с Центром по налогам и субсидиям разного рода, помощи бедным. Отсюда политические противоречия между регионами. Но к этому еще нужно добавить различные соотношения численности высококастовых и низкокастовых индийцев; различия в демографической ситуации (рождаемость) и проч. Мы толкуем о том, как сложно существовать стране с демократией и с таким сложным сбоем интересов. Это все при том, что в каждом штате Индии есть своя элита, причем эти элиты не везде одинаковые. Где-то есть религиозные, где-то более светские и неплохо образованные. Но при разных уровнях и различиях в структурах индийского общества ясно, что впереди трудный путь.

Огромная проблема бедности и выхода Индии в среднеразвитые страны займет еще немало лет, которые надо пройти в условиях демократии и без социальных потрясений.

Отсюда, как нам кажется, большим помощником в поддержании стабильности выступает Болливуд. Индийское кино традиционно мелодраматично, с интенсивными страстями, музыкой и танцами, потом более или менее хорошим концом. Так работал Голливуд во время Великой депрессии – отвлекая людей от повседневной тяжелой жизни и давая надежду на маленькое индивидуальное чудо. Если взять мировую статистику производства, то станет ясно, что Болливуд играет роль «Фабрики грез» не только для своей страны, но и для развивающихся стран Азии.

Индия занимает важное место в мировой политике, в том числе в Британском содружестве наций, и в целом как большая устойчивая демократия. В составе БРИКС Индия играет большую роль в формировании общемирового видения будущего. Все страны БРИКС оказывают большое влияние на окружающие их страны именно на институциональный характер развития. В 2016 году саммит руководителей стран БРИКС состоится в Индии – стране-председателе. Это добавит международного внимания к ней и даст импульс индийскому обществу к дальнейшему движению вперед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
482
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
269
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
224
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
62

Другие новости