0
4553
Газета Наука и технологии Интернет-версия

26.01.2011 00:00:00

Диаспора в инновационных системах

Тэги: наука, диаспора, кадры


наука, диаспора, кадры Ирина Дежина: "Все зависит от того, какие цели возвращения и сотрудничества ставит государство".
Фото автора

В самом конце минувшего года в серии «Библиотека Института мировой экономики и международных отношений» вышел сборник сотрудников ИМЭМО РАН «Глобальная трансформация инновационных систем» (под ред. члена-корреспондента РАН Натальи Ивановой). Один из авторов сборника, доктор экономических наук, заведующая сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН Ирина ДЕЖИНА в беседе с корреспондентом «НГ» Андреем ВАГАНОВЫМ рассказывает об итогах и перспективах государственной политики взаимодействия с русскоязычной научной диаспорой.

– Ирина Геннадьевна, прежде чем мы поговорим с вами про научную диаспору, я бы хотел задать вам несколько общих вопросов, касающихся функционирования науки в России. Одна из двух ваших статей в сборнике начинается со следующей констатации: «Признаки упадка <кадровой ситуации в российской науке> состоят в сокращении численности занятых исследованиями и разработками, увеличении среднего возраста исследователей, эмиграции ученых, которая со временем трансформировалась в «молодежный» отток кадров». В этом списке для меня наименее очевидный параметр упадка – сокращение численности. Ведь у нас в стране никто серьезными науковедческими исследованиями не занимался, чтобы определить – а сколько необходимо иметь в науке исследователей. По крайней мере я таких цифр не встречал. Например, это не секрет, что в научных институтах действительно существует кадровый балласт, те, кто уже не способен в силу разных причин производить качественную научную продукцию. Может быть, сокращение численности – оптимизация, а не признак упадка?

– Сказать, что из науки уходит балласт, а остаются только активно работающие специалисты, и потому сокращение численности научных кадров – это хорошо, будет неправильным. По наблюдениям, это не так. Уходят люди энергичные, чего-то ищущие. А как раз балласт остается, его невозможно сдвинуть, и этих людей очень сложно уволить. Часто директора разных академических институтов в интервью или публичных выступлениях говорят: мы понимаем, что надо менять структуру; что хорошо бы освободить ставки для молодых┘ Но как же социальный фактор, как мы уволим давно работающих сотрудников, ветеранов?

Что из этого следует? Что сами эти работники не уходят и никакие места ни для кого не освобождают. На экспертном уровне понятно, что сокращение кадров, которое у нас происходит, – это не оптимизация, а дальнейшая потеря потенциала.

– Просто я хотел сказать, что, на мой взгляд, более показателен второй параметр – увеличение среднего возраста исследователей.

– Действительно, старение кадров науки, а затем и стратификация их – это очень важный показатель. В науке, как в обществе в целом. Наука – это часть общества, одна из областей экономической деятельности. Соответственно, в науке происходят все те же процессы: отсутствие среднего класса, небольшое число ученых среднего возраста. Разница между самыми высокодоходными и низкодоходными научными кадрами растет.

– Мне кажется, вы нашли очень удачный термин для определения процесса старения кадров в науке – «протекание» молодежи. Он очень образный и отражает онтологические свойства кадровой ситуации в российской науке┘

– На этот термин я «набрела» еще лет десять назад. К сожалению, он остается актуальным до сих пор, ситуация не меняется. Даже когда молодые люди обсуждают возможность поступления на естественно-научный факультет университета или вуза, то прежде всего выбор этот происходит с учетом дальнейшей перспективы выезда и трудоустройства за рубежом.

– Печально, что у нас в стране никто не анализирует, как эти внешние для науки факторы влияют на институализацию самой науки, на ее отраслевую структуру: сейчас, например, биологические науки предпочтительнее среди абитуриентов, чем точное приборостроение. Наверное, люди понимают, что большие деньги в мире сегодня крутятся именно в сфере биологических исследований. Есть такое ощущение, что государственная научно-техническая политика практически никак не учитывает действие этих факторов, они не анализируются.

– Кусочками анализируются. Например, когда пытаются разобраться в причинах слабой инновационной активности предприятий – это не совсем про науку, но все-таки близко, – то как раз смотрят на эти внешние факторы, они наиболее очевидны. Как недавно было удачно сказано про Федеральный закон № 217 (о создании малых предприятий вузами), он создает условия, но не создает никаких стимулов.

То, что существуют внешние условия, факторы, которые напрямую не относятся к сфере регулирования научно-инновационной деятельности, но при этом очень сильно влияют на нее, это – безусловно. Хороший пример: из того, что многие знают и обсуждают (не считая Сколкова), – это выделение бюджетных средств на программы создания федеральных и исследовательских университетов. Казалось бы, определена элитная группа высших учебных заведений, предприняты меры для того, чтобы они развивались, двигались вперед и двигали вперед, в том числе и науку. Так вот, в прошлом году статусные университеты получили бюджетные деньги┘ в начале декабря. Как можно развиваться, когда финансирование нужно потратить за месяц?! Это же не «происки» Министерства образования и науки, это – система нашего бюджетирования, бюджетного процесса.

Поэтому, когда мы изучаем зарубежный опыт – как в университетах можно оптимально строить менеджмент, в том числе финансовый, – иногда это как-то даже забавно воспринимается: в наших условиях этот опыт просто невозможно применить. Тяжело оптимизировать то, чего нет – вовремя и предсказуемо выделяемых средств. Приходится действовать совсем по другим схемам.

– Ирина Геннадиевна, вы пишете про два кризиса – в 1998 и в 2008 годах. Почему кризис 1998 года повлек небольшой всплеск (положительную тенденцию) в динамике численности исследователей в российской науке, а кризис 2008 года, наоборот, привел к резкому оттоку кадров из науки?

– В 1998 году, во время дефолта, началось разрушение отраслей народного хозяйства. Люди стали искать те сферы, которые еще хоть как-то могли оставаться на плаву. Наука оказалась одной из таких отраслей. Последняя оставшаяся государственная структура, которая худо-бедно финансировалась. В 2008 году такого развала отраслей не было. Поэтому не было и обратного притока кадров в науку. Плюс к этому были и другие факторы.

Например, в Российской академии наук с 2006 по 2008 год реализовывался так называемый пилотный проект. Академические институты были вынуждены сократить 20% своей численности. Независимо от того – хорошо работает тот или иной институт или плохо. Что это означает? Институты – это бюджетные учреждения, и они живут по штатному расписанию и выделенным ставкам. Значит, хотят они или не хотят, они не могут принять новых сотрудников, у институтов нет ставок, их вынудили их сократить.

– Согласно данным ОЭСР, которые вы приводите в своей работе, в 2007–2008 годах Россия уже не относилась к числу десяти стран – основных экспортеров мозгов в США. Для России этот показатель составил 1945 человек, а для лидера, Китая, – 23 779 человек. Правда, по удельным показателям мы на третьем месте, но с большим отрывом все от тех же Китая и Индии. Не значит ли это, что потенциал российской науки действительно исчерпан? Нужно забыть, что мы – великая научная держава? Хотя мы все уже привыкли к заявлениям типа нам не дают достаточного финансирования, но потенциал-то у нас гигантский.

– Это уже вопрос менталитета и политики. Сказать, что мы уже не великая научная держава – кто же в этом признается? Это обидно и дестимулирующе.

Что касается исчерпания потенциала. Раньше уезжали люди разных возрастов. На Западе они занимали сразу очень приличные научные позиции. В начале 1990-х их с удовольствием брали и в университеты, и в национальные лаборатории. Тогда как раз уехал самый работоспособный средний возраст. Те, кто не уехал по разным причинам: то ли слабые, то ли не захотели, то ли область исследований, которой лучше заниматься здесь, – этот потенциал действительно исчерпался. Раз они не уехали, то вряд ли уже уедут.

Кто сегодня уезжает? Молодые! А молодежь – она не сразу будет видима на высоких позициях. Они сейчас уезжают в зарубежную аспирантуру. Пока они ее окончат, пока будут на позициях постдоков┘ Уезжают студенты старших курсов – делать дипломы. Поток помолодел, и соответственно потенциал оттока будет виден чуть позже. Сейчас он статистически пока не очевиден, не охватывается статистикой.


Все понимают: уехавший на Запад ученый – это отрезанный ломоть.
Художник И.Е.Репин. Проводы новобранца, 1879. ГРМ

– Есть еще, что качать!

– К сожалению. Я бываю во многих университетах в России и знаю: как только где-то у нас появляется сильная магистерская программа, сразу же выпускников из этой программы начинают активно приглашать за рубеж. На Западе это очень внимательно отслеживают. И, кстати, Сколково – прекрасное место для отслеживания и привлечения наших специалистов. Это будет хорошая среда для обзаведения перспективными знакомствами. С одной стороны, наш будущий инноград – это место, куда привлекают лучших, чтобы развивать высокие технологии. Но обратная сторона Сколкова – это еще и место для селекции лучших, известное для всего мира. Об этом тоже не следует забывать. Это – один из факторов риска.

– Почему-то мне кажется, что американцев с их Силиконовой долиной эта проблема не беспокоит┘

– Тут как раз самое время обратиться к теме российской научной диаспоры. Все опросы, которые я проводила среди русскоязычной научной диаспоры, показали: не хотят возвращаться в Россию не из-за науки (сегодня уже наше государство может очень хорошо оплачивать приглашенных исследователей, об этом я еще скажу), а из-за общей ситуации в стране. Это – вненаучный фактор.

– Тем не менее сегодня из нашего лексикона потихоньку исчезает понятие «утечка мозгов», оно заменяется на новое – «циркуляция кадров». Что с этим происходит в России?

– Этот термин мы позаимствовали из западных исследований. У нас-то никакой циркуляции пока нет, но этот термин правильный, он отражает общемировые явления.

– Сам термин «циркуляция кадров» подразумевает некую замкнутость цикла. У нас же скорее какая-то вентиляционная труба получается, воздуходувка: с одной стороны входит, с другой все вылетает из нее. Обратно ничего не залетает.

– Насчет «не залетает». В последнее время тут есть некие обнадеживающие признаки.

Циркуляция ведь не означает, что одни и те же люди сначала уехали, а потом они же приехали обратно. Главное, что есть отток и приток. И «свежие» данные ОЭСР говорят о том, что в России в последний год почти вдвое увеличилась доля иностранных студентов. Другое дело, что, конечно, большинство этих студентов из стран СНГ, а не из западных стран. Но тем не менее сам факт, что больше молодежи приехало учиться, а значит, возможно, больше останется здесь работать, в том числе и в науке, обнадеживает.

– А вообще ставка на работу с научной диаспорой – она оправданна: игра стоит свеч? Или мы блох ловим, что называется?

– Все зависит от того, какие цели возвращения и сотрудничества ставит государство (см. таблицу). Я считаю, что не надо ограничиваться диаспорой, а надо проводить работу по привлечению лучших ученых. И этот переход, произошедший в государственной научно-технической политике, был совершенно правильный – когда объявили конкурс на создание лабораторий под руководством ведущих ученых (так называемый конкурс мегагрантов: 150 миллионов рублей на два года). Не только диаспора, а любые ведущие ученые – это очень ценно, правильно и важно. Если ставится задача привлечь лучших, то уж действительно надо привлекать лучших.

Но я не согласна с вашими оценками, что работа с диаспорой – это ловля блох. Мне кажется, что, если не ставить задачу вернуть уехавших ученых, чтобы они здесь жили и работали, а вместо этого реализовывать какие-то совместные проекты – обменные студенческие и аспирантские программы, издание журналов, создание «зеркальных» лабораторий, – это все очень хорошо.

– Что такое «зеркальные» лаборатории?

– Эта концепция, кстати, была предложена Нижегородским государственным университетом совместно с Институтом прикладной физики РАН. Потом МГУ имени Ломоносова пытался создать нечто подобное.

«Зеркальная» – это значит, что в России создается лаборатория, аналогичная той, которая существует за рубежом. Идея, кстати, подразумевала, что зарубежную лабораторию возглавляет наш соотечественник; а в России создается такая же. Они параллельно ведут один проект – скажем, на одной стороне делается эксперимент, на другой – ведутся вычисления, какие-то уточняющие исследования, обмениваются сотрудниками, студенты и аспиранты имеют возможность поработать на самом современном оборудовании. Они подают совместные заявки на проекты и гранты. То есть для обеих сторон это выгодно еще и финансово.

Увы, как всегда у нас это бывает, такая форма циркуляции научных кадров натолкнулась на неразвитость российского законодательства. Например, иностранного ученого нельзя было устроить на ставку в университете. Сейчас пытаются этот вопрос как-то решить: ведь объявлены сорок победителей конкурса мегагрантов, им, согласно условиям конкурса, надо не менее четырех месяцев в году работать в российских лабораториях┘ Как выйдут из этой правовой коллизии, пока не ясно.

– Я с интересом узнал из вашей статьи, что 65% всех статей, написанных российскими учеными в соавторстве с зарубежными, приходятся на три страны: Германия, США, Франция. Почему, например, не Украина?

– Потому что Украина считается более слабым в научном отношении партнером для российских исследователей. А люди всегда предпочитают партнерство с более сильным или равным.

Я интересовалась, почему Германия на первом месте. Во-первых, в ФРГ очень приветствуется такое партнерство и, во-вторых, в Германии расширяется использование английского языка.

С другой стороны, я могу объяснить, почему США не на первом месте по показателям международного сотрудничества ученых. Эта страна самодостаточна. Науку в США делают в основном приехавшие из разных стран ученые. И эта наука очень высокого уровня, им не нужны зарубежные соавторы. Наука в США и так уже интернациональна. Одним словом, большая и разнообразная наука, задающая мировые стандарты исследований.


Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в % к предыдущему году. Источники: Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008, с. 46. Наука России в цифрах: 2009.
Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2009, с. 44. Данные за 2009 г.: Л.Гохберг. Доклад на семинаре РОСНАНО «Состояние и перспективы реформирования науки». М.: РОСНАНО, 09.10.2010.

– А чем вы можете объяснить явно наметившуюся, и даже уже оформившуюся, тенденцию: перенос акцента на поддержку развития науки в вузах? Статистика говорит, что стартовые условия для этого очень неблагоприятные: 80% организаций высшего профессионального образования не связаны с научными организациями, лишь чуть больше 18% профессорско-преподавательского состава государственных вузов занимаются научными исследованиями, вспомогательный персонал, необходимый для обслуживания инфраструктуры науки и исследовательского процесса, в вузах практически отсутствует. В чем здесь логика?

– Действительно, отмеченная вами тенденция очевидна. Так, согласно бюджетным проектировкам на 2011–2013 годы, Российская академия наук получит 32,2 миллиарда рублей в 2011 году, 31,8 миллиарда в 2012 году и еще столько же в 2013 году. Российскому фонду фундаментальных исследований будет выделено 6,0, 4,3 и 4,3 миллиарда рублей соответственно. В то же время немалые бюджетные средства на научные исследования – 10,6, 10,7 и 9,9 миллиарда рублей – поступят в МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет (5,4, 8 и 8 миллиардов рублей) и Российский научный центр «Курчатовский институт» (5,2, 5,9 и 2 миллиарда рублей). На создание инновационного центра «Сколково» будет потрачено 15 миллиардов рублей (2011 год), 22 миллиарда (2012 год), 17,1 миллиарда рублей (2013 год).

В таком распределении ресурсов можно предложить целых две логики.

Первая – анализируется опыт развитых стран, и из этого делается вывод, что фундаментальная наука в основном делается в университетах. Это сразу влияет и на качество образования, и на возможность привлечь студентов к научным исследованиям. То есть со всех точек зрения это очень выгодно. У нас фундаментальная наука и наука в вузах разделены. Это нехорошо, снижается качество образования.

Кстати говоря, существует так называемый индекс экономики знаний (Knowledge economy index), который подсчитывает Мировой банк. В нем учитываются четыре фактора: система образования, инновационная среда, развитие IT, качество госрегулирования. Так вот, у нас хуже всего с качеством госрегулирования. Но что нас всегда тянуло вверх по этому интегральному индексу – качество образования. Однако если смотреть динамику этого показателя, то из года в год он снижается. На это уже невозможно закрывать глаза – в России действительно качество высшего образования падает.

Поэтому логичным было решение сместить акцент на вузы. Этим мы повышаем качество образования и развиваем собственно науку, омолаживаем ее.

Вторая логика может быть такой. Государство стремится создать равные конкурентные условия в науке. А как могут быть условия равными, если в Академии наук всегда было больше финансирования, лучше оборудование, сотрудники академии не были обременены преподавательской работой. Поэтому логика состоит в том, что надо подтянуть вузы, и они станут конкурентной структурой по отношению к Академии наук.

– Сегодня мы уже, наверное, можем подвести некоторые итоги двух главных программных мероприятий последних двух лет – мероприятие 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.» и конкурса на получение грантов для «государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (конкурс мегагрантов).

– По условиям первого конкурса, о котором вы говорите, требуется, чтобы приглашенный исследователь приезжал в Россию работать как минимум на два месяца в год. Там давались довольно значительные средства – до 4 миллионов рублей на два года. Я обрабатывала результаты опроса победителей этого конкурса первой волны, за 2009 год таковых было 110 человек. Ответили на анкету 42 руководителя проекта. Одним из вопросов респондентам был – достаточно ли такое финансирование? Только один или два руководителя заявили, что этих средств достаточно для постановки и реализации научного исследования. Остальные ответили в том смысле, что этих средств достаточно лишь для того, чтобы завершить уже начатые исследования, сделать какую-то концептуальную постановку задачи. Кроме того, некоторые из них рассматривают этот конкурс как дополнительную благотворительную функцию по отношению к российскому коллективу.

Другое дело, что этот конкурс был начат без ясного понимания – кого хотелось бы привлечь. Это был своего рода пробный камень: а кто вообще откликнется, кто к нам приедет? Оказалось, что если смотреть формально, по должностям, то все не так уж и плохо. Но в первый год не собиралась информация по результативности работы приглашенных ученых. В 2010 году уже собирали информацию о результатах прошлой работы соискателей этих грантов – об их публикациях, в том числе в журналах с импакт-фактором. И тут оказалось, что у 10% победителей конкурса вообще нет таких публикаций. Это, конечно, удивительно. Совсем не иметь таких публикаций, живя и работая за рубежом, – это свидетельство не слишком высокого уровня. То есть в итоге – непонятно, кого привлекли; но и не очень представляли, кого хотели привлечь.

– А конкурс мегагрантов что показал?

– Действительно, его не зря прозвали конкурсом мегагрантов – деньги огромные. Повторю: 150 миллионов рублей на два года. Это очень серьезно, даже по европейским и американским меркам. Такой проект в Америке, например, потянул бы на 3 миллиона долларов максимум; а у нас – 5 миллионов! Это вызвало удивление у многих зарубежных ученых.

Тут можно привести такое сравнение. У нас есть программное мероприятие по созданию научно-образовательных центров, НОЦ. Там максимально, сколько можно получить денег на тот же срок, – 15 миллионов рублей. То есть на аналогичный инструмент, в случае мегагрантов, выделяется в десять раз больше средств. Эта разница – она ненормальна.

Логика такого решения мне непонятна. Лишних денег нет. Их можно совершенно по-другому тратить.

Фундаментальная разница этих двух конкурсов заключается в следующем. Конкурс приглашенных исследователей проходит на основе Федерального закона № 94. И здесь основной показатель, который учитывается при выборе победителей, – кто предложит меньшую цену контракта. А второй конкурс, мегагрантов, это именно грантовое распределение средств, при котором не требуется минимизации расходов. Плюс к этому в конкурсе мегагрантов была проведена очень приличная экспертиза заявок – две трети экспертов были из-за рубежа, такое удалось впервые организовать.

– В конкурсе мегагрантов государство как-то формулирует перед соискателями, что бы оно хотело иметь на выходе?

– На выходе ставится абсолютный минимум требований, в результате чего оправдания такой большой суммы нет. От победителей требуется через 18 месяцев работы опубликовать хотя бы одну статью или получить патент на разработку. Опять же для сравнения: стандарт требований для ученых, работающих в национальных лабораториях США, чтобы им не снижали зарплату, – минимум три статьи в год на человека в цитируемом журнале. Поэтому со всей лаборатории требовать только одну статью через полтора года работы – это, считайте, не требовать ничего.

– Тогда наши ученые зря обвиняют государство в том, что оно плохо финансирует науку┘

– Но у нас ученых, исследователей – около 400 тысяч, а лабораторий таких будет пока всего сорок. Это не наука, это – маленькая группа людей, хотя и проводящая интересные научные исследования.

Систематизация возможных целей и принципов возвращения работающих за рубежом русскоговорящих ученых
Цель возвращения/ сотрудничества Кого привлекать Какие подходы использовать
Восполнить кадровые потери ⌠по валу■ Квалифицированные кадры, способные решать научные задачи Массовые программы сотрудничества, создание общих благоприятных условий в науке
Сделать рывок в развитии определенных научных направлений Лучшие ученые, ⌠звезды■ Индивидуальный поиск и предложение особых условий (институтов, лабораторий)
Создавать заделы на будущее, повышать качество Молодые ученые со степенью Ph.D. Массовые программы, взаимодействие с ⌠сетями■ соотечественников, создание общих благоприятных условий в науке
Создание инновационной среды Ученые, ставшие успешными бизнесменами в наукоемких областях Индивидуальный поиск и предложение разных условий сотрудничества
Создание новой системы экспертизы и квалифицированный консалтинг Ученые высокой квалификации, имеющие соответствующий опыт Индивидуальный поиск, взаимодействие с ⌠сетями■

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1137
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
630
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1258
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
726

Другие новости