0
2044
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.09.2003 00:00:00

Путешествие в чистилище

Владимир Белов

Об авторе: Владимир Александрович Белов - кандидат филологических наук.

Тэги: ирландия, лохдерг, паломничество, история


Русский человек, покидающий на время милую Родину, обычно бывает убежден, что святость и духовность, по крайней мере истинные, он оставляет на ее бескрайних просторах. В заморских странах он рассчитывает восхищаться успехами цивилизации и изумляться чудесам прогресса, лелея, однако, про себя заветную мысль о том, что духовная наша жизнь куда как глубже и насыщенней, если вообще есть что-то, с чем ее можно сравнивать.

Однако начинаешь думать совсем по-иному, когда ступаешь на древнюю землю Ирландии, принявшей христианство еще в V веке.

Первой и главной целью паломничества является посещение маленького островка, расположенного на озере Лох-Дерг на севере страны. С глубокой древности остров был известен как "Чистилище святого Патрика". По преданию, просветитель Ирландии победил здесь чудовище, кровью которого окрасились воды озера. Отсюда и название Лох-Дерг, что значит Красное озеро. Эта победа символизировала торжество христианства над язычеством.

Предание повествует, что именно здесь святой удостоился чудесного видения. Сам Иисус Христос ввел его в чистилище, открыв перед ним два пути: в ад и рай. Господь указал на острове глубокий черный провал, через который каждый, кто имеет твердую веру и раскаяние, может попасть в чистилище. Святой Патрик заложил здесь церковь, во дворе которой создал каменный грот.

Легенда о том, что чистилище находится на крайнем Западе, там, где заходит солнце, а именно там и расположена Ирландия, будоражила сердца и умы всей средневековой Европы. Об этом свидетельствуют средневековые карты, на которых единственным местом, обозначенным во всей Ирландии, было лишь "Чистилище святого Патрика". С древних времен сюда приезжали католики из Англии, Италии, Германии, Венгрии. Люди верили, что, совершив это паломничество, после смерти они будут избавлены от посмертных мучений.

У "Чистилища" непростая судьба. Она тесно связана с драматической историей самой Ирландии. В 1497 г. Папа Римский Александр VI запретил паломничество по доносу монаха-паломника из Голландии. Пещеру вскоре разрушили, но ирландцы не перестали посещать остров. Самые сильные разрушения связаны с английской политикой колонизации и репрессий против католиков. В 1632 г. по призыву англиканского епископа толпа фанатиков-пуритан полностью сровняла с землей все, что было на острове. Однако нельзя было разрушить дух ирландского народа, поэтому паломничество, пусть и в глубоком секрете, продолжало совершаться.

В Средние века паломники проводили в пещере по девять и более дней. Нынешние паломники приезжают на три дня, а вместо пещеры на острове в 30-е годы ХХ века выстроен храм в честь святого Патрика. "Чистилище" открыто с 1 июня по 13 августа. За это время его посещают 15-20 тыс. человек, в основном ирландцы, что составляет менее 1% населения всей страны. Многие делают это из года в год, из поколения в поколение. Кстати, приехать туда может любой, никакой предварительной договоренности не требуется.

Чем же занимаются паломники на острове? Можно выделить четыре основных этапа, тесно связанных с символикой и духовностью древнего кельтского монашества. Уже сама переправа паломников в лодке через озеро на остров символизирует переход человеческой души из одного состояния в другое.

Прежде всего паломники снимают обувь. Само по себе хождение босиком является символом покаяния. Уже с полуночи паломники полностью воздерживаются от пищи. В целом строгий пост продолжается три дня, во время которого пищу можно принимать один раз в день. Трапеза состоит из стакана чая или кофе и нескольких сухарей. Пост является своеобразной молитвой тела. Постоянное чувство голода придает человеку необходимый настрой и дает ему силы для выполнения духовных молитвенных упражнений.

Здесь находится шесть каменных кругов с вертикальным крестом внутри, которые, возможно, являются руинами старинных монашеских келий. Каждый круг посвящен древнему кельтскому святому. Паломники обходят каждый круг, шепотом читают молитвы по четкам, а затем встают на колени и целуют крест. Кстати, молитва, совершаемая при хождении босиком по острым камням, - еще один элемент, символизирующий очистительные страдания в чистилище. На стене базилики высечен крест святой Бригитты. Каждый паломник должен, троекратно прислонясь к нему, произнести: "Отрекаюсь от мира, плоти и дьявола".

И наконец, бдение, которое происходит 24 часа: ночью в храме, а также весь следующий день. В целом, учитывая день прибытия, паломники не спят в течение 35 часов. Всю ночь совершается общая молитва, подобно молитве святого Патрика в чистилище. В 6 утра служится месса, которая символизирует очищение, затем следует исповедь, символизирующая полное примирение с Богом.

Надо сказать, что климат здесь достаточно суровый, однако люди молятся и в шторм, и в проливной дождь. Если ветер стихает и становится тепло, то паломников атакует рой жалящей мошкары.

Что же заставляет людей добровольно терпеть такие лишения? Причины, как это всегда бывает, разные, как правило, они тесно переплетены с житейскими: надо принять важное решение, пьет муж, сын потерял работу, предстоит женитьба┘ Люди просят прощения у Бога за свои прегрешения.

Второй день завершается в 21.30 поклонением Святым Дарам, после чего люди отправляются спать. На третий день рано утром после мессы надо проделать еще один круг духовных упражнений и можно собираться в дорогу.

На острове есть и приметы нового времени. В свободное время можно почитать свежие газеты в комнатах отдыха или просто покурить, греясь на солнышке. Здесь строго запрещены радиоприемники, плееры и мобильные телефоны, однако книги и газеты допускаются. Для паломников открыт книжный магазин, там же продаются сувениры и почтовые открытки. Рядом находятся медпункт и центр психологической помощи. Паломникам всегда готов помочь дежурный священник, у которого можно даже узнать об исходе футбольного матча в родном городе.

Многие мечтали бы побывать на острове Лох-Дерг, но чтобы добраться туда, нужны немалые деньги. Именно поэтому приор "Чистилища святого Патрика" монсиньор Ричард Мохан призвал ирландских паломников, до этого бросавших оставшиеся монеты в озеро, кидать их в специально установленный на пристани котел. За два года было собрано более 10 тыс. евро, что позволило в этом году паломникам из России побывать на острове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
952
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
949
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1210
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
979

Другие новости