0
4927
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.01.2005 00:00:00

Досвидульки и нереалочка

Тэги: катастрофы, досвидульки, нереалочка


катастрофы, досвидульки, нереалочка Телевизионные и газетные картинки бедствия в Юго-Восточной Азии стали для нас привычными, но с трудом воспринимаются как реальность.
Фото Reuters

Четко объяснить значения слов «досвидульки» и «нереалочка» выше моих сил. Да, я думаю, это и не нужно. Досвидульки – оно и есть досвидульки, или, иначе, досвидос. Так говорят, когда что-то не укладывается в голове. Большинство крупных событий политической жизни нашей страны попадают под категорию полного досвидоса. (Не хотелось бы впадать в крокодильски-фельетонный тон, но выходит помимо воли.) Взять хоть последние: кувырок с назначением губернаторов; изящнейшая развязка юкосовской эпопеи. Вы заметили: этим темам посвящено на удивление мало серьезных аналитических статей, а почему? Потому что, в сущности, анализировать нечего. Досвидули, и этим все сказано. No comment. Конечный пункт.

Говоря «досвидули», мы как бы вычеркиваем неприемлемый для нас факт из своего сознания; дистанцируемся, отгораживаемся, строим заградительные линии. Как говорят дети, «не принимаем». Досвидули – значит «не хотим». А в случае «нереалочки» – и хотели бы, да не можем. Это слово означает то, что нам понять недоступно. Здесь может быть и оттенок восхищения: «Нереалочка!» – говорят о чем-то прекрасном-что-непонятно-как-сделано, будь то закат в горах или сверхчеловеческая красота Милы Йовович в фильме «Обитель зла». Но и Беслан тоже нереалочка, виртуальный сюжет из выпуска новостей. Тем более цунами. Цунами это и вовсе научпоп, Центрнаучфильм, нечто из учебника природоведения за седьмой класс. Человек покорил природу. Стихийные бедствия – нереалочка.

Вот что рассказывал мой друг, который живет в Праге. В день, когда Влтава вышла из берегов, он с утра был в парикмахерской. «Ну что, как там у вас – уже эвакуировались?» – поинтересовался парикмахер. Какая, на фиг, эвакуация? «Ну, у вас же там вода поднимается». Какая, на фиг, вода? Радио тоже непрестанно говорило о воде, но мало ли о чем говорит радио. Ближе к вечеру мой друг все же решил сходить к реке – так, на всякий случай. «Глазам, – говорит, – не верю. Помню, за этой самой стеной стоял ресторан. Нет никакого ресторана! Верхушки деревьев из воды торчат». Вернулся домой – подвал уже затопило. Забрался к себе на третий этаж, на второй день там пол подмок. Мимо окон плыли машины, медведи из зоопарка. «До сих пор кажется, что мне это снилось». А не боишься, спрашиваю, что опять затопит? «Да что ты! – говорит. – Сама-то не боишься? У Москвы-реки живешь». – «Да что ты!» – отвечаю.

Цивилизованные люди цивилизованного мира боятся таких вещей: 1) других людей, 2) самих себя, 3) техногенных катастроф. Их/наши ночные кошмары связаны с терроризмом, дорожными авариями, падающими самолетами, заклинившими лифтами, ядерной бомбардировкой. «Это похоже на Хиросиму» – так описывает то, что произошло в Шри-Ланке, московский продюсер Сэм Клебанов, который поехал туда встречать Новый год и вообще отдыхать, а сейчас занимается помощью пострадавшим и отсылает подробные репортажи на свой сайт arthouse.ru. «Похоже на Хиросиму» – это попытка описать ситуацию-нереалочку с помощью понятия, которое как-то уже описано культурой: в учебниках истории, в компьютерных играх, наконец. (Вообще-то Хиросима – абсолютная нереалочка, конечно; это выражается хотя бы в последовательном отказе помнить о ней у подавляющего большинства жителей самой Японии. И все же цунами, унесшие жизни более 150 тысяч человек, и когда – в начале двадцать-первого-подумать-только-века! – оказались нереалочкой еще большей.)

А теперь придется признать еще кое-что. Какие-то жесткие и неприятно звучащие, но совершенно очевидные вещи. Так вот: гипотетические 150 тысяч погибших в Азии из-за цунами – для нас тоже нереалочка. Для нас гораздо реальнее тот человек в Париже, который в конце декабря чинил крышу, а в это время поднялся ураган и ему снесло голову. И 14 человек, погибших из-за сильного ветра в Германии на этой неделе, – они тоже довольно реальны. И, честно скажем, – пострадавшие в Азии туристы. Особенно знакомые и знакомые знакомых. Даже те, кто вообще никак не пострадали, а только немного испугались – где-нибудь в Гоа или в Гонконге. SMS друг другу посылали: Utkina otojdi ot vodii! – A ya uzh dumala tebja tam volnoi smiilo! Спасибо международному роумингу и Господу Богу, который отвел беду. Для 150 тысяч жителей Юго-Восточной Азии беда не прошла стороной – но это нереалочка. Мы не видели этих людей. Мы их не чувствуем. Сэм Клебанов рассылает письмо: по знакомым и знакомым знакомых. Пишет: присылайте даже небольшие суммы, ведь 10 долларов – это 20 бутылок минеральной воды. Ему присылают, и много. Видимо, есть ощущение: совсем ничего не сделать в этой ситуации, ну хотя бы на десять долларов┘ это уже досвидульки. Они самые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
314
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
168
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
178
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
169