0
5820
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.06.2005 00:00:00

Дед Мазай – это наше все

Тэги: дед мазай, музей, детская литература


дед мазай, музей, детская литература Юные посетители музея всегда готовы вместе с дедом Мазаем спасать невезучих зайцев.
Фото автора

Недавно в музее-заповеднике поэта Николая Некрасова «Карабиха», что под Ярославлем, отметили пятилетие детского литературного музея, который в этот день принял своего 20-тысячного посетителя. Идея его создания принадлежит заведующей отделом музейного маркетинга и массовой работы Татьяне Полежаевой. В России сейчас действуют два детских литературных музея: в Москве Дом сказки (Мир Буратино и Пиноккио) и в Карабихе Музей деда Мазая.

– Моему старшему сыну было пять лет, и он вечерами смотрел диснеевские мультики, – рассказывает Татьяна Полежаева. – Его героями были МакРяки, МакДаки, Том и Джерри. Я подумала: почему же так происходит, неужели мы не можем передать своим детям основы русской культуры?

Татьяна пришла работать в музей-заповедник «Карабиха» в 1993 году. Взрослых туристов практически не было в 90-е годы. Остались одни дети, которых везли сюда по школьной традиции. Хотя 40-минутная экскурсия по остаткам былого музея уже не соответствовала духу времени.

И тогда Татьяне, закончившей с красным дипломом исторический факультет Ярославского госуниверситета, пришла идея сделать литературный музей, где дети сами с помощью гида-сказочника приобщались бы к русской культуре.

В 1999 году был объявлен конкурс на президентские гранты в области культуры. Это был юбилейный год Пушкина, и 99 процентов всех заявок были вокруг этой темы. Среди немногих оставшихся был и ярославский проект создания Музея деда Мазая. Неожиданно президентский грант выиграл именно проект Татьяны Полежаевой. Музей деда Мазая для самых маленьких посетителей, детей от 5 до 11 лет. Сюжетная линия экспозиции строится на основе цикла стихов Николая Некрасова «Русским детям»: «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчелы» и др. Колоритный и наиболее запоминающийся образ Мазая, не утративший своей притягательности и в наши дни, помогает увлечь юных посетителей в путешествие по «Стране некрасовских героев».

Этот игровой литературный мир был создан Татьяной Полежаевой вместе с ее коллегами – Надеждой Игнашевой, Людмилой Касановой и детским психологом из педагогического университета Ольгой Коряковцевой. Выделенных по гранту денег – 50 тысяч рублей – не хватило. Поэтому инициатор создания музея пошла к бизнесменам. «Уши выросли?» – спрашивали коллеги Татьяну по возвращении из этих «походов», имея в виду – клюнули они на зайцев и Мазая или нет. Нашлось много энтузиастов, которые не ради денег, а за оригинальность идеи готовы были помогать кто средствами, кто материалами.

В небольшом деревянном доме на территории музея устроили игровую экспозицию. При входе обычную дверь в дом из сеней покрыли тканью в виде объемного дуба, на котором сидит сова. Внизу дуба – символическое дупло. В него надо пролезть на корточках, чтобы перед вами открылась сказка и жизнь прошлых веков.

– Идея заключается в том, чтобы из этой современной жизни погрузить детей на 100–150 лет назад, – говорит Татьяна Полежаева. – Эти дерево и сова символизируют литературный лес, который помнит Некрасова. Здесь мы с детьми вспоминаем, каких знаем героев, вспоминаем и дедушку Мазая.

Пролезть в дупло или пройти, отогнув занавеску, стало своеобразным тестом для высоких гостей музея. Одни большие начальники проходят и не любят нагибаться, другие – с детской радостью ползут на карачках. Когда сюда приезжал Джордж Сорос, чей фонд предоставил детскому музею грант на рекламно-презентационную продукцию, его охрана все подготовила к тому, что миллиардер и филантроп пройдет в дверь не сгибаясь. Однако он все нарушил и полез в дупло. Всем пришлось также сгибаться и лезть за ним.

В следующей, темной комнате юных посетителей музея встречает старинное зеркало – взгляд в прошлое, в нем видны часы, которые остановились. Это место безвременья, где есть маленький старинный сундучок. Открывая его, дети находят там дореволюционное издание Николая Алексеевича Некрасова «Русским детям» от 1881 года. А в книге – стих «Дед Мазай и зайцы».

В главный зал музея, где создан макет острова, окруженного водой, по которой плывет в лодке кукла деда Мазая, где на пеньках стоят глиняные зайцы, ведет дверь-книга, состоящая из четырех страниц. Здесь большой портрет Некрасова, строки из его стихотворения, которые запоминаются по ходу экскурсии-игры.

Дети и взрослые воспроизводят сценки из стихотворения, вовлекаясь в мир Некрасова. Они вместе спасают бедных зайцев, оказавшихся в беде. Как в стихотворении – дед Мазай плыл за дровами, «глядь – столбик не столбик, зайчишка на пне, лапки скрестивши, стоит горемыка». Дети кладут зайцев в лодку и везут их на специальный островок.

– А почему дед Мазай – охотник решил спасать зайцев? – спрашивает создатель музея у детей. – Ему их жалко стало – он был добрый и очень разумный. Он в стихотворении рассказывает, что весной заяц плодится и убивать животных, когда они ждут потомства, ни в коем случае нельзя. А осенью, когда их становится много, на них можно охотиться. Но надо и охотиться разумно, не убивать всех подряд, а так, чтобы заяц водился. Для нас стихи Некрасова обладают огромным нравственным смыслом, и мы стараемся задать детям модель поведения на примере благородного дедушки Мазая: нужно помогать всем, кто нуждается в помощи.

Вместе с дедушкой Мазаем дети попадают на ярмарку к дядюшке Якову, помогают сиротке Феклуше купить азбуку и идут в дореволюционную школу. Здесь, как в домике Барби, надо расставить парты, собрать доску, научиться писать пером. Общаясь с детьми, Татьяна видит их моральные ценности. Так, городские дети на вопрос, как помочь бедной Феклуше приобрести азбуку, отвечают: сейчас мы ее украдем или отнимем, а сельские ребятишки достают последний рубль из кармана и протягивают экскурсоводу.

– Мы погружаем детей в ситуацию нравственного выбора, – говорит автор проекта детского музея. – Это только взрослым кажется, что это все игрушки. Это очень серьезно – надо повлиять на то, что у них там заложено в духовной основе. А что в школе происходит... Стихи Некрасова убирают из школьной программы, «Дед Мазай и зайцы» уже во внеклассном чтении, можете себе представить? Как можно исконно национального русского поэта не давать читать детям?

Выйдя из музея, ребята идут на пруд, где на лодке за зайцами отправляется бородатый старичок с ружьем за плечами. Роль живого деда Мазая играет милиционер в отставке Роман Романов, давний знакомый музея – здесь он работал охранником.

Татьяна Полежаева не останавливается на достигнутом. Сейчас активно разрабатывает программу «Усадебный прием», где сотрудники музея ведут экскурсии, устраивают чаепития и беседы с туристами в костюмах XIX века. Туристам нравится: в «Карабиху» приобщиться к духу русской усадьбы приезжают целые автобусы.

Ярославль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2072
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3078
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2443
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2451

Другие новости