0
14785
Газета Стиль жизни Печатная версия

12.04.2020 16:49:00

Благодатный огонь подпадает под карантин

Воспоминание о многолюдной церемонии в Иерусалиме

Николай Мамулашвили

Об авторе: Николай Васильевич Мамулашвили – политический обозреватель Радио России – специально для «НГ-дипкурьер».

Тэги: коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, иерусалим, израиль


коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, иерусалим, израиль Чудо-огонь зарождается в Кувуклии. Фото Reuters

Пандемия коронавируса внесла серьезнейшие коррективы не только в мировые дела, но и в религиозные традиции. Миллионы христиан не уверены, состоится ли церемония схождения Благодатного огня в иерусалимском храме Воскресения (Гроба Господня). Израиль одним из первых принял беспрецедентные меры по сдерживанию коронавирусной инфекции, запретив въезд в страну. А на отмечавшийся 7 апреля Песах ввел дополнительные ограничения для населения.

Тем не менее священнослужители не сомневаются, что чудо схождения Благодатного огня произойдет в любом случае. Только патриарху Иерусалимскому Феофилу III придется провести церемонию без многотысячной армии паломников. Как стало известно в конце марта, власти Израиля разрешили одновременно присутствовать в храме не более 10 представителям разных общин.

Я три года подряд работал в прямом радиоэфире в день схождения Благодатного огня. И в преддверие православной Пасхи, полагаю, самое время поделиться своими впечатлениями…

За несколько дней до Пасхи Иерусалим напоминал растревоженный муравейник – сотни тысяч людей со всего мира съезжались в святой город, чтобы своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня. С раннего утра Великой субботы перед Пасхой все подходы к храму перекрывались усиленными нарядами полиции. Стражи правопорядка пропускали только организованных паломников со специальными пропусками. В их числе и аккредитованные журналисты.

На узеньких улочках выстраивались кареты скорой помощи. В такие дни у местных врачей работы хватало – среди паломников немало пожилых людей, у которых возникали проблемы со здоровьем. Полицейские, уже самые последние перед храмом, пропускали членов группы по одному через турникеты, внимательно оглядывая пропуска и безжалостно отсекая паломников-одиночек. Те из них, которые много лет приезжали в Иерусалим на Великую субботу, возмущенно говорили о том, что все сложности возникают именно из-за полиции.

«Израильская полиция боится терактов, – возражали из толпы. – Безопасность прежде всего!»

Кстати, полицейские присутствовали и в храме, пытаясь распределять потоки из тысяч людей, чтобы не было давки. Действовали они весьма жестко, особенно когда надо было сдвинуть толпу влево или вправо, создавая коридор для прохода, или просто утрамбовать людей, высвобождая место для новой группы. Иначе не получалось: некоторые паломники, экзальтированные до невменяемости, просто не понимали или не слышали команд полицейских.

Журналисты размещались недалеко от Кувуклии – часовни внутри храма, возведенной в 1810 году над священной пещерой Гроба Господня. Кувуклия – главное место в храме. Именно там был погребен Иисус, воскресший в третий день, по Святому Писанию.

За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. Нынешнее здание отстроено после пожара 1808 года. Напротив входных дверей находится Камень миропомазания.

Кругом тысячи паломников, и все они держали в руках свечи, точнее, связки тонких свечей по 33 штуки в каждой – по числу земных лет Спасителя. Эти свечи – самый ходовой товар в Иерусалиме. В обычные дни они стоили доллар. Но в Великую субботу их цена возрастала вдвое и даже втрое.

7-12-2350.jpg
В храме царит всеобщее ликование.
Фото Reuters
Существует поверье: если чудо-огонь не сойдет, то человечество ждут большие потрясения. Церемония схождения Благодатного огня складывалась веками. Накануне большой желтой восковой печатью опечатывают Кувуклию, чтобы убедиться, что внутри нет ничего такого, чем бы патриарх Иерусалимский мог зажечь огонь. Говорят, что раньше Кувуклию именно в связи с этим осматривали кавасы – стражники в турецких фесках. Их можно было видеть в храме расхаживающими с большими посохами в руках. Кавасы сопровождали важных гостей, как правило из числа священнослужителей. Идя впереди процессии, они ударами кованого посоха о землю возвещали о том, что через несколько секунд появятся гости и всем необходимо расступиться.

В храм вбегала, точнее, врывалась арабская молодежь. Юноши что-то выкрикивали до хрипоты, били в барабаны. Многие сидели друг у друга на плечах. От увиденного некоторые паломники приходили в ужас, но бывалые им объясняли, что на самом деле это некая восточная форма выражения радости. Эти выкрики – молитва, обращенная к Господу, с просьбой ниспослать Благодатный огонь. Без этих криков огня не будет.

Как-то раз, в годы британского правления Палестиной, английский губернатор в Великую субботу не пустил «буйных» арабов в храм. Тщетно молились паломники, однако огонь все не сходил. И лишь после того как патриарх своей волей приказал впустить арабскую молодежь, Благодатный огонь мгновенно сошел и на лампаду, и на свечи, которые юноши держали в руках.

Гул толпы тем временем усиливался. Процессия, ведомая Феофилом, обходила все памятные места – это и Священная роща, где Иисус был предан, и место, где его бичевали римские легионеры, и Камень миропомазания, а также Голгофа, которая поделена между католической и православной церквами. Кстати, это единственное место в мире, где православные и католики молятся вместе.

Патриарх трижды обходил Кувуклию. Все это время паломники выкрикивали: «Аксиос, аксиос» («Достоин, достоин»), – как бы подтверждая, что именно Феофил достоин принять Благодатный огонь. Затем патриарха разоблачали от риз – он оставался в одном подряснике, чтобы люди видели, что он ничего не проносит в Кувуклию, чем можно было бы зажечь огонь.

Восковая печать к этому времени уже была сломана, и патриарх входил в Кувуклию. Гул в храме стихал. На какое-то мгновение гас свет. В древности в Великую субботу во всех домах Святого города гасили лампады, чтобы вновь зажечь их от чудо-огня.

Обычно за пару секунд до схождения Благодатного огня храм озаряли вспышки бледно-голубого цвета, почти прозрачные, похожие на пламя от спирта. Некоторые сравнивают эти всполохи с маленькими молниями. Они исходят из разных мест – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма и просто от стен, заливая все вокруг ярким светом. Мне казалось, что это вспышки от тысяч фотокамер паломников, хотя у вспышек более яркий и резкий цвет…

Еще мгновение, и весь храм утопал во всполохах. Из Кувуклии выходил патриарх, который благословлял собравшихся и раздавал Благодатный огонь. В соборе творилось невообразимое. Все поздравляли друг друга и по цепочке зажигали свечи. В считаные секунды храм озарялся светом от горящих свечей. Люди торопились убедиться, что огонь обладает чудесными свойствами – считается, что первые несколько минут он не обжигает. Паломники буквально умывались огнем, проводя горящими свечами по лицу. Многие простирали руки над пламенем. В эти минуты в и так душном храме становилось нестерпимо жарко от горящих свечей.

Христиане довольно часто в качестве подарка дарят друг другу свечи, опаленные Благодатным огнем. Некоторые считают, что, например, покупая новую квартиру, неплохо зажечь связку свечей с Благодатным огнем и освятить жилище. И говорят, что очень хорошо зажечь свечи с Благодатным огнем в поминальный день родным, ушедшим в мир иной.

В прошлом году, выходя из храма, я услышал, как один священник наставлял паломника: «Нельзя тушить Благодатный огонь задуванием, иначе он теряет свою чудодейственную силу. Нужно накрыть свечи колпачком или стаканчиком, чтобы огонь затух, и когда, брат мой, вы пожелаете снова зажечь свечу, огонь будет гореть, не потеряв своих свойств. Хоть через три года, хоть через 10 лет». Паломник, поблагодарив священника, сказал, что после увиденного в храме постарается ровно через год вернуться в Иерусалим.

Есть большие сомнения в том, что в середине апреля кто-то из паломников окажется на Святой земле. Как и в том, что в этом году Благодатный огонь доставят в Россию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Война Израиля и Ливана может выйти из-под контроля

Война Израиля и Ливана может выйти из-под контроля

Игорь Субботин

Нетаньяху хочет отбиться от Ирана и "Хезболлы" за счет американской помощи

0
1479
Кипр рискует быть втянутым в войну Израиля и "Хезболлы"

Кипр рискует быть втянутым в войну Израиля и "Хезболлы"

Игорь Субботин

Ливанская группировка угрожает ракетными пусками по территории острова

0
3471
В США "зависание" в соцсетях могут приравнять к курению

В США "зависание" в соцсетях могут приравнять к курению

Данила Моисеев

Лоббистам IT-сектора приходится активнее защищать интересы своих клиентов

0
1383
Схватка с США стала источником возможностей для хуситов

Схватка с США стала источником возможностей для хуситов

Внешнее военное давление как фактор усиления йеменской группировки

0
3750

Другие новости