5105
Газета Стиль жизни Печатная версия

01.08.2021 18:42:00

Как на Байкале получить массу приключений за небольшие деньги

Размышляя о сковородке

Владимир Захарин

Об авторе: Владимир Георгиевич Захарин – заместитель ответственного секретаря «Независимой газеты».

Тэги: байкал, туристические маршруты, истории

байкал, туристические маршруты, истории Полуостров Святой нос в неласковую погоду.

Мы с женой давно мечтали побывать на Байкале. Мечтать вдвоем оказалось проще. Проще оказалось и осуществить мечту. В начале лета 2001-го мы начали изучать возможности посещения озера. Фантазии нашей и предложений хватало только на отдых на какой-нибудь турбазе. А хотелось большего, хотелось посмотреть Байкал со всех сторон. Ничего лучшего, как пожить несколько дней в одном пансионате, а затем переехать в другое место и пожить там, мы не нашли. И все же в каком-то буклете мне попалась реклама подходящего похода по Байкалу. Фирма обещала трансферы на автобусах, кораблях и лодках, и стоило это двухнедельное путешествие совсем недорого, тысяч по шесть на человека.

Чуть позже выяснилось, что при СССР люди так и путешествовали, но с тех пор все изменилось. Наш руководитель Сергей планировал в будущем водить здесь иностранцев, а теперь ему нужно было пробить маршрут, пройти там самому, чтобы на деле ознакомиться с проблемами и завязать знакомства среди местных. Для компании, для безопасности и для уменьшения расходов ему была нужна группа. Тут мы и подвернулись. Кроме нас должны были быть еще три девушки.

В Иркутск все добирались своими путями. В полном составе мы встретились лишь на местном вокзале. На следующий день на уазике-буханке появился водитель Игорь. Он жил на Ольхоне и в областной центр заехал за какими-то вещами, заодно прихватил и нас. В машине было тесно. Шофер, шестеро туристов с рюкзаками, множество коробок с продуктами, а также… две бочки бензина и большой газовый баллон. Неуютное соседство.

По пути Игоря расспросили, как тут со штормами. Он ответил, что погода меняется очень быстро, когда рыбачит, башкой крутит во все стороны. Если заметит специфическое облачко, тут же бросает снасти, даже сеть не выбирает – и быстрее к берегу. Жизнь дороже.

Мы подрулили к ольхонскому парому, и Игорь заехал на него одним из первых. На пароме помещается около 10 машин, люди стоят вдоль бортов. Крайне удивили нас летящие в воду бутылки, арбузные корки. Особо непонятно и неприятно, что кидают их не туристы, а местные жители, сами паромщики из окна рубки. В чистейшем на земле озере плавает столько всякой грязи!

Переночевав в поселке Хужир, наша группа пешком отправилась на север острова. Туристский опыт есть только у меня, Сергея и девушки Саши. Более-менее готовы к трудностям выносливые Оля и Надя. А вот Лена тяжело идет. Немудрено, на плечах у каждого килограммов по 20 будет. На очередном привале Лена принялась безжалостно облегчать рюкзак, в том числе подарила ольхонским духам свои брюки, обвязав их вокруг дерева. Духи усмехнулись, и вечером Лена нашла чей-то забытый фотоаппарат. Легче рюкзак не стал.

Пройдя по острову с полсотни километров, мы добрались до метеостанции Узуры. Перейти озеро на моторках у нас не вышло, пришлось вернуться в Хужир и договариваться с рыболовецким судном.

На следующее утро нас ожидали рыболовецкий катер «Победа» и заспанный экипаж. Как только мы вышли из-за мыса Хобой на открытую воду, усилился ветер, закачало. Кто-то лег спать, я же всю дорогу просидел на палубе, мужественно борясь с качкой. Решил, что в таких условиях лучше держаться поближе к борту, и порадовался, что ничего не ел! Волны были настолько сильные, что лавочку, на которой я сидел, бросало по палубе от борта к борту.

Плыли мы так шесть часов. Уже на подходе к полуострову Святой Нос один из матросов спросил другого:

– А там пристань-то есть?

– Понятия не имею, – был дан исчерпывающий ответ.

Долго шли мы вдоль берега, высматривая какой-нибудь причал. Наконец остановились, увидев на берегу человека и лодку. Наш капитан рявкнул в мегафон:

– На берегу! Примите людей, я не могу подойти!

Маленькая лодочка, большие проблемы.
Фото автора
Парень без разговоров сел в лодку и подплыл к нам. В три захода он перевез всех туристов на берег. Помахав с берега экипажу «Победы», мы повернулись к новым знакомым: Александру и псу Цезарю. Цезарь оказался ужасно дурным псом. Бестолковый, ничего не слушающий, он так обрадовался женскому обществу, что тут же начал грязно приставать ко всем девушкам подряд, особо выделяя (как и другие собаки) Олю.

Александр, парень лет двадцати, жарил на костре омуля оригинальным способом, нанизывая его на палочки и втыкая эти палочки рядом с огнем. Это называется на рожнах. Очень вкусно оказалось, мы слопали все с аппетитом.

Сам Александр, как мы поняли, из браконьеров. Он пока охраняет эту стоянку, а его товарищи рыбу КамАЗами возят. Соответственно и денег у него полно.

За перевоз и угощение мы предложили Александру деньги, 500 рублей, но он счел их мелочью и отказался. Мы не нашли ничего лучшего, как налить ему немного спирта. Это было большой ошибкой, потому что дальше мы просто не знали, куда деваться от его гостеприимства. Вдобавок он сообразил, что девушек у нас избыток, и начал нехорошо посматривать на Олю. Глаза его помутнели. Мы тут же поняли, что пора прощаться да побыстрее.

Александр похвастался, что ходит на медведя, они тут водятся, и, вскинув на плечо ружье, вызвался нас проводить. Ох как неприятно, когда за спиной у тебя пьяный сопровождающий с заряженным на медведя ружьем... Периодически это ружье оказывалось у него в руках, он размахивал им, что-то рассказывая.

Возглавлял процессию Сергей, за ним топали девушки, потом я. Замыкающим шел Александр с ружьем наперевес. Я чувствовал себя очень неуютно и жалел о том, что не взял из дома большую чугунную сковороду. Вот бы сейчас ее в рюкзак положить, к спине... По дороге мы повстречали какую-то темную компанию, сидящую у костра. Александр попросил нас подождать, а сам о чем-то переговорил со своим знакомым, судя по повадкам, явно бывшим зэком. Оптимизма нам это не добавило.

Наконец сзади раздалось:

– Стойте!

Процессия остановилась. Держа ружье на изготовку, Александр подошел к Сергею и промолвил:

– Вы там мне деньги хотели дать – так я уже согласен.

Сергей выдал ему пятисотку, мы все горячо поблагодарили своего благодетеля. Но уйти сразу не удалось. Александр еще долго объяснял нам, как идти дальше:

– Вы, кто впереди идет, веточки на кустах заламывайте, чтобы задние видели, куда идти. А если тропа обманывать будет, влево уводить, вы по ней не идите, держитесь озера... – А потом вдруг предложил: – А хотите, я дальше с вами пойду, мало ли что?

Мы тут же дружно, но вежливо замахали руками:

– Да нет, не надо, спасибо, мы сами дойдем!

Распростились, слава богу. Чуть отошли подальше – и кинулись бежать, больше всего опасаясь, как бы Александр не передумал.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.