Члены радикальной группы «Сынов свободы» в знак протеста против вмешательства властей сжигали свои дома. Фото со страницы Nelson Museum Archives & Gallery в Flickr
В 1953 году в поле зрения американской разведки попали русские духоборы в Канаде. Да, именно американской разведки, а не канадской, и вовсе не вездесущего ЦРУ, а... Управления военно-морской разведки ВМС США. Странно, не так ли? Попробуем разобраться, что к чему.
Духоборы, чье учение возникло в середине XVIII века в среде крестьян Тамбовской и Екатеринославской губерний, были радикально настроены против официальной церкви и государственной политики в России. В 1895 году в знак протеста против призыва на военную службу духоборы демонстративно стали устраивать костры из оружия, в основном винтовок. «Сектантов»-пацифистов после этого стали притеснять, и в результате в конце позапрошлого века многие из них засобирались в дорогу. Самая дальняя пролегла в Канаду, где они обосновались в 1898–1899 годах. Освоиться и построиться иммигрантам в провинции Саскачеван помогли близкие им по учению протестанты-квакеры, а также писатель Лев Толстой, потративший на эти цели гонорар за роман «Воскресение».
В Канаде духоборы жили тем же укладом, что и в России, занимались в основном сельским хозяйством. Их духовным лидером стал Петр Васильевич Веригин, который, в частности, добился того, что духоборов освободили от военной службы.
Но со временем отношения между государством и переселенцами осложнились: канадские власти взяли курс на разрушение общинного землевладения духоборов. Ставшие фермерами-индивидуалами переселенцы остались в Саскачеване, другие же уехали в провинцию Британская Колумбия и купили там землю, чтобы организовать коллективное хозяйство. Но и на новом месте жизнь не налаживалась. Духоборы воспротивились, когда Канада потребовала, чтобы их дети обязательно учились в местных школах, а взрослые приносили присягу британской короне. Ответ был оригинальным: последовало протестное шествие обнаженных мужчин и женщин. Подобные случаи множились. Так, несколько женщин полностью разделись в зале суда и сорвали заседание, полицейским с трудом удалось их кое-как задрапировать.
Внутри духоборческой общины образовалась радикальная группа «Сыны свободы». Радикалы не только митинговали и шествовали голышом, но и поджигали школы и собственные (!) дома, устраивали подрывы мостов на железных дорогах. Кстати, во время взрыва поезда в 1924 году странным образом погиб лидер духоборов Петр Веригин. Дело не раскрыто по сей день, возможно, это был эпизод борьбы за власть.
В рапорте агента военно-морской разведки от 1 июля 1953 года говорится о том, что накануне состоялась свадьба одного из лидеров общины, Ивана (Джона) Веригина, правнука Петра Васильевича. Творилось невообразимое: «В то время как тысячи православных членов секты праздновали бракосочетание песнями и пиршествами, радикальные «Сыны свободы» метаниями факелов сожгли десять жилищ».
Это было показательное уничтожение собственных домов в знак несогласия с действиями местных властей. В канадской прессе духоборов все чаще стали называть «русскими фанатиками», их арестовывали и судили.
![]() |
Военно-морская разведка США многое знала о внутренней жизни русских «сектантов». Документ с сайта www.cia.gov |
Многие исследователи истории этого религиозного движения долгое время считали, что канадские духоборы стремились вернуться в Россию, успевшую в их отсутствие стать социалистической. В подтверждение этой гипотезы приводились слова из письма членов делегации духоборов, прибывших летом 1931 года в Советскую Россию: «А теперь вот уже 33 года, как мы живем в Канаде полной коммунистической жизнью и упорно строим коммунизм в окружении капитализма. Ввиду всего этого мы просим Вас, уважаемый тов. Сталин, разрешить нам въезд в страну».
В этом месте цитата обрывается. Долгое время было принято считать, что Сталин попросту отказал эмигрантам, возжелавшим припасть к родным российским березкам.
Но вот что выяснил российский писатель и исследователь Лев Симкин. Ему удалось в США найти книгу с тем самым письмом и обнаружить там окончание, как выяснилось, оборванного предложения. Вот оно: «…разрешить нам въезд в страну, где уже отцы наши страдали за нашу общую идею, для того, чтобы лично и непосредственно переговорить с Вами и другими товарищами и совместно обсудить назревшие вопросы».
То есть духоборы просили о переговорах. О чем же? Лев Симкин обнаружил статью в издававшейся в Саскачеване русской газете «Канадский гудок» от 23 мая 1931 года. В ней рассказывается о шести делегатах из Британской Колумбии, уезжавших «просить советское правительство, чтобы дало разрешение выехать духоборцам из России».
Таким образом, духоборы не только не собирались возвращаться, но, напротив, хотели добиться эмиграции из СССР своих единоверцев. Эти настроения усилились после того, как во время коллективизации у оставшихся в России духоборов отнимали скот и зерно, реквизировали имущество, недовольных выселяли семьями в Сибирь и Казахстан, бросали в бараки ГУЛАГа. Но делегациям духоборов не удалось добиться помощи от советской власти в переселении их собратьев за океан.
Духоборы оставались и для канадцев головной болью: поджоги своего же имущества, странный нудизм, конфликты с местными властями по поводу земли, учебы детей и др. Полиции хватало с ними хлопот. Но при чем тут американская разведка?
Год 1953. Смерть Сталина. Мир с тревогой следит за тем, как будут развиваться события в СССР. Власти США опасались, что возможная демократизация приведет к новой волне переселенцев в страну, в том числе духоборов (пример был рядом, в Канаде). И это казалось американцам опасным: новые иммигранты скорее всего привезут с собой идеи и практики сталинского социализма и начнут «упорно строить коммунизм в окружении капитализма», как говорилось в процитированном письме. В середине 1950-х годов в США разгулялся маккартизм – коммунисты мерещились на каждом углу. Так что спецслужбы были заточены на поиски идеологических врагов в разных их проявлениях.
Но почему за духоборами следила именно военно-морская разведка? Здесь мы вступаем в область предположений, основываясь на два рассекреченных документа из архива ЦРУ. Возможно, в той ситуации у разведки Военно-морских сил США были более сильные оперативно-агентурные возможности, чем у ЦРУ. Проще говоря – были внедрены осведомители в среду духоборов или косвенно связанные с ними люди (возможно, их использовали втемную, через доверительные беседы).
Наверняка не так просто было получать регулярную информацию из духоборческих общин: о настроениях, планах, финансах, борьбе за власть и влияние – именно это и можно найти в рассекреченных документах. Разведчики-моряки делились этой информацией с коллегами из ЦРУ. То есть это было своего рода межведомственным сотрудничеством. Впрочем, это лишь гипотеза.
Никакого наплыва «строителей коммунизма» в облике духоборов не случилось ни в Канаду, ни в США. Простые советские колхозники не имели понятия не то что о визах, а вообще о паспортах…
Нынешние потомки приехавших в конце XIX – начале XX века в Канаду духоборов полностью интегрировались в местную жизнь, хотя соблюдают традиции, говорят на несколько архаичном русском языке.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать