0
1126
Газета Телевидение Интернет-версия

14.05.2004 00:00:00

Не на высоте

Тэги: 9 мая, премьеры, кадыров, смерть


9 мая, премьеры, кадыров, смерть Героиня Виктории Толстогановой весь фильм охотится за немецким суперснайпером.
Кадр из фильма

День Победы, пожалуй, единственный день в году, когда современное телевидение вспоминает о войне, напрочь отказываясь от рейтинговых «больших стирок» и «аншлагов». В этом году государственные каналы даже отказались от рекламы. Безусловно, главным телесобытием дня должна была стать премьера двухсерийного художественного фильма «На безымянной высоте», снятого аккурат к 59-летию окончания Великой Отечественной войны. Должна была, но не стала. По нескольким причинам.

Во-первых, утром в Грозном погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, гибель которого отодвинула на второй план тему Победы. Первым, около 12 часов дня, сообщило о теракте на грозненском стадионе «Динамо» НТВ и затем весь день развивало эту тему. Первый и второй каналы, еще «не отошедшие» от торжественного парада на Красной площади, переключились на гибель главы Чеченской Республики только к обеду, сообщив при этом, что он, по всей видимости, тяжело ранен. А затем вновь продолжили праздничную программу.

Во-вторых, свежеиспеченный фильм о войне, поставленный в вечерний прайм-тайм Первого канала 9 мая, изобилует многочисленными ляпами, которые заставляют предполагать, что автор сценария Юрий Черняков и режиссер-постановщик Вячеслав Никифоров ужасно торопились сдать фильм к сроку. Примерно так в Великую Отечественную брали города – к датам. Авторы тоже сделали ставку не на качество. Фильм, длящийся почти два часа, представляет собой состязание русских и немцев в идиотизме, в котором в упорной борьбе победили немцы.

Посудите сами. В то время как главная героиня чемпионка СССР по стрельбе, снайпер Ольга Позднеева в исполнении Виктории Толстогановой, с помощью хитрой системы зеркал вычисляет местоположение врага – эсэсовского капитана-суперснайпера, другой главный герой, ее помощник – бывший уголовник, а ныне рядовой разведроты Коля Малахов (Алексей Чадов), с ножом наперевес запросто бегает по нейтральной полосе (которая, по словам комполка, нашпигована противопехотными минами) и довольно быстро находит замаскировавшегося немца. Далее происходит анекдотичная сцена, когда немец вежливо говорит Коле, чтобы он уходил. Коля с ножиком бросается на врага, но, крепко получив по голове, на какое-то время затихает. Затем вскакивает и бежит уже по направлению к Ольге, которая, в свою очередь, бьет его, поскольку он помешал ее планам. Немец все это время не производит ни одного выстрела. Занавес.

Надо оговориться, что таким образом Коля балагурит весь фильм, попеременно измываясь то над немцами, то над своими товарищами. А в целом над зрителями. И те, и другие, и третьи терпят его аж две серии. Благо он «заговоренный».

Другая сцена. Командир дивизии в исполнении вездесущего Николая Чиндяйкина обсуждает с командиром полка Иноземцевым план наступления (утвержденный штабом фронта!) на его участке, поминутно спрашивая: «Ну что на этот раз вам не нравится, майор?» Майор подозревает противника в коварстве, поскольку разведка доложила, что на безымянной высоте у немцев макеты орудий – деревянные, и стало быть, полк попросту заманивают в ловушку, ведь неподалеку у фашистов танковый резерв. Значит, надо провести разведку боем, причем почему-то силами разведроты, в которую зачем-то надо обязательно включить несколько бывших власовцев, а также дезертиров и штрафников.

Использование разведроты не по назначению – как-никак на дворе 1944-й – авторы никак не поясняют. Зато уделяют большое внимание любовной линии полковой связистки и командира разведроты лейтенанта Малютина (Владимир Яглыч), за которым вначале пытается ухаживать снайпер Позднеева, позже переключившаяся на уголовника Колю. Линия «связистка–лейтенант» практически один в один списана с недавней «Звезды», как и то обстоятельство, что разведчики обязательно ходят в камуфляже, а офицеры в фуражках (видимо, чтобы облегчить работу немецкому снайперу). Форма на всех персонажах новенькая, только что со склада «Беларусьфильма».

Кульминационная сцена – взятие высоты – представляет собой панораму даже не рукопашной, а кучи малы в нижнем партере, в траншеях. Фашисты же, в лучших традициях Главпура, наступают густыми толпами, строча из автоматов от живота, при этом почему-то никто не пытается бросить в них гранату. Но тут появляются немецкие танки. Лучше бы они не появлялись, ей-богу. Поскольку отчетливо видно, что это плохо замаскированные советские Т-72, образца 1973 года. Причем они же изображают и танковый резерв, посланный нашим командованием на выручку злосчастной роте.

Но этого мало. Комполка внезапно объявляет, что на выручку разведчикам должны прийти все, «кто может держать оружие», – кашевары, писари (хотя у него есть три стрелковых батальона), и, по-чапаевски возглавив самолично атаку, с винтовкой в руке бежит впереди, бормоча «только бы успеть, только бы успеть». И с этой фразой на устах красиво падает, сраженный вражеской пулей.

Тем временем Малютин, сжавши связку гранат, встает во весь рост и – ничуть не боясь осколков – бросает связку в немецкий танк, который почему-то загорается, как от бутылки со самовоспламеняющейся жидкостью. После этого героический лейтенант, сделав зверское лицо, начинает палить по другому танку из пистолета (привет знаменитой сцене из «Спасти рядового Райана»). Дальнейшая судьба персонажа неизвестна.

А что же Оля и Коля? Оля, убив суперснайпера, который в полуголом виде медитировал в лесу (не спрашивайте зачем), уезжает из части, но, внезапно узнав о штурме высоты, возвращается и бросается на поиски Коли со снайперской винтовкой наперевес. В следующем кадре, где она находит его живого, винтовки в руке уже нет.

Как, собственно, делался этот фильм, лучше всего сказал в одном из интервью сам сценарист: «От меня требовали «старой песни о главном» – эдакого попурри из знаменитых фильмов про войну. Само название сериала, которое придумал не я, говорит об этом. Отказываться было поздно, аванс давно проел, пришлось подчиниться».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1105
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1046
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
724
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
879

Другие новости