Американская термоядерная бомба B61 Фото wikipedia.org
Немецкий журнал Stern опубликовал статью о необходимости поисков Германией надежной защиты, если США решат забрать свой «ядерный зонтик» из Европы. Поводом для разгоревшейся в стране дискуссии стали непредсказуемость действий президента США Дональда Трампа и его спонтанное высказывание о намерении немедленно провести ядерные испытания.
«Трамп превращается из надежного партнера в колеблющуюся ненадежную фигуру», – указывает журнал, напоминая, что американский президент мало интересуется европейскими делами и может в любой момент отдать приказ о выводе ядерного оружия США с территории Старого Света. Сейчас такое оружие размещено в Германии, Нидерландах, Бельгии и Турции, его применение полностью контролируется американцами. В Германии, по данным Stern, на базе ВВС в земле Рейнланд-Пфальц находится 15 американских атомных бомб. Но именно США контролируют, когда и как эти бомбы могут использоваться немецкими ВВС.
Судя по всему, подобные ограничения со стороны американцев уже не вполне устраивают генералов бундесвера. Проблемой для немцев является решение вопроса, полагаться ли на ядерные силы Великобритании и Франции или обзавестись в складывающихся условиях собственным атомным оружием.
В некоторых российских СМИ на днях промелькнули сообщения, что глава МИД ФРГ Йоханн Вадефуль осудил возможные ядерные испытания в США. Однако подобное осуждение в форме поддержки Договора о нераспространении ядерного оружия (который сейчас как раз поставил под вопрос Трамп) относился к Дню Хиросимы в начале августа, а сейчас министр предпочел промолчать. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку ситуация изменилась. А насколько она изменилась, продемонстрировала на днях дискуссия на Втором канале немецкого телевидения ZDF. В ней участвовали военный историк из Потсдамского университета профессор Зёнке Найтиель и глава киевского бюро ZDF Анне Брюль.
С точки зрения историка из Потсдама, всколыхнувшее весь мир высказывание Трампа о возобновлении в США ядерных испытаний следует воспринимать как игру мускулами и как неопределенность с поставками Киеву ракет Tomohawk. Мол, Трампу надо было дать ответ российскому президенту Владимиру Путину на его объявление о появлении у Москвы новых видов оружия – «Буревестников» и «Посейдонов». Но эта полемика, как считает эксперт, не означает, что США действительно начнут проводить ядерные тесты или передадут свои крылатые ракеты Украине.
Появление у России новых видов оружия в действительности больше озабоченности вызывает у европейцев. Ведь боевые действия ведутся в Европе, и Москва уже декларировала осенью 2022 года возможность применения тактического ядерного оружия. Немецкий профессор считает, что Москва не решится первой применить ядерное оружие, тем более в Европе. А заявления российского руководства на этот счет представляют собой элемент гибридной войны и носят декларативный характер, чтобы ослабить волю противника к сопротивлению. Как нынешнее военное противостояние, так и вероятные будущие войны, полагает Найтиель, будут вестись обычными вооружениями, без применения ядерного оружия. В этой связи заслуживает внимания его утверждение историка о технологической отсталости России от США и Европы, что подтверждает якобы его тезис о пропагандистском характере заявлений президента РФ о новых видах носителей ядерного оружия и возможности его использования.
Тем не менее, несмотря на «технологическое отставание России», которое профессор измеряет десятилетиями, он считает, что санкции вряд ли заставят Москву сесть за стол переговоров, потому что всегда имеются пути их обхода.
Любопытно, что в дискуссии ни разу не возникал вопрос, зачем России надо было начинать СВО на Украине. Ее участники просто исходили из фактов, зачастую придуманных. Например, Брюль утверждала, что Россия атакует гражданские объекты, чтобы сломить волю украинцев к сопротивлению. А историк, упрощая проблему, сказал, что если Москва во времена Никиты Хрущева и Леонида Брежнева уважала статус-кво в Европе, то сейчас не уважает.
Отсюда делается вывод о возможности военного столкновения России с НАТО. И это столкновение может произойти, если Россия почувствует слабость альянса. Поэтому возникает необходимость срочного укрепления НАТО и национальных армий европейских стран, включая бундесвер.

