На фото лидер партии «Демократы-66» (Д-66) Роб Йеттен. Фото Reuters
Почти месяц назад в Нидерландах прошли выборы в нижнюю (Вторую) палату парламента, победу на которых одержала левоцентристская партия «Демократы-66» (Д-66) во главе с Робом Йеттеном. Теперь предстоит длительный процесс формирования коалиционного правительства.
Результаты выборов 29 октября содержали определенный элемент неожиданности. По мере подсчета голосов две политические партии – Д-66 и правопопулистская Партия свободы (ПС) – неоднократно сменяли друг друга на первой строчке. Согласно окончательным итогам, разница в поддержке партий составила 0,2% голосов. Левоцентристы из Д-66 и правые популисты из ПС находятся на противоположных концах политического спектра – наглядная иллюстрация крайней политической разобщенности нидерландцев.
Разобщенность подчеркивается множеством политических сил: только в нижней палате парламента представлены 15 партий. Такая пестрота политического спектра не дает нидерландцам всерьез разобраться в различиях между партиями. Поэтому важнейшим фактором выбора на голосовании становится личность лидера партии.
Роль личности видна и по результатам выборов: наиболее успешно показали себя Д-66, увеличившая свое представительство с 9 до 26 депутатов в 150-местной нижней палате парламента, и правоцентристская партия Христианско-демократический призыв (ХДП), получившая 18 мест вместо 5 в предыдущей легислатуре. Молодым лидерам этих партий – Робу Йеттену и Хенри Бонтенбалу, – не запятнавшим свою репутацию политическими скандалами, удалось привлечь бывший электорат правящих партий. По мнению избирателей, коалиционные силы не оправдали возложенных на них ожиданий.
Дебаты в нижней палате парламента в последние годы часто сводятся к личным нападкам и резким шагам, подчеркивающим нежелание лидеров идти на компромисс. Так, причиной проведения выборов в 2025 году стал распад правительства, состоявшего из ПС, праволиберальной Народной партии за свободу и демократию (НПСД), аграрного Фермерско-гражданского движения и центристской партии «Новый общественный договор». Распад коалиции был вызван выходом из ее состава ПС в ответ на отказ ее партнеров ужесточить политику в отношении мигрантов и беженцев.
Лидеры партий, укрепившихся по итогам выборов, представляют собой сдержанную альтернативу политическим скандалам и эмоциональным разногласиям.
Сдержанность в публичных выступлениях не всегда играла на руку Йеттену: за сухую манеру отвечать на вопросы журналистов его даже называли «роботом». Но это не помешало 38-летнему политику сделать впечатляющую карьеру.
Йеттен – типичный представитель нидерландской политики, прошедший через руководство молодежными организациями, а затем региональными представительствами своих партий. Он занимал пост министра по вопросам изменения климата и энергетики в 2022–2024 годах, где зарекомендовал себя как активного борца за сохранение окружающей среды и проводника «прогрессивных» европейских ценностей и лояльности Европейскому союзу.
Именно Йеттену как лидеру крупнейшей партии принадлежит первоочередное право сформировать правительственную коалицию и возможность стать самым молодым в истории премьер-министром Нидерландов. Процесс формирования правительства традиционно долог. Нужно найти конфигурацию партий, имеющих большинство в нижней палате парламента (не менее 76 из 150 мест), и совместно выработать политический курс на ближайшие четыре года.
Сейчас активно обсуждаются две возможные конфигурации будущего правительства. Наиболее предпочтительной, по заявлениям Йеттена, является «большая» – включающая правые и левые силы – коалиция Д-66, ХДП, НПСД и левого блока партий «Зеленые левые» и Партии труда (ЗЛ/ПТ). Она имела бы стабильное большинство в 86 мест в нижней палате и объединила бы все крупнейшие партии страны, за исключением ПС. Последняя, по мнению политиков, зарекомендовала себя как ненадежного партнера, выйдя из предыдущего правительства.
Формирование «большой» коалиции осложнено отказом НПСД сотрудничать с ЗЛ/ПТ. Две партии действительно расходятся во мнениях практически по всем ключевым вопросам. Например, в миграционной политике, уже не раз становившейся камнем преткновения в межпартийных отношениях, НПСД выступает за ужесточение правил приема беженцев и сокращение соответствующей инфраструктуры. ЗЛ/ПТ, напротив, настаивает на отказе от таких ограничений и улучшении условий приема беженцев.
В качестве альтернативы «большой» коалиции рассматривается правоцентристское правительство в составе Д-66, ХДП, НПСД и правой партии «Правильный ответ-21». Правда, оно не имеет большинства в нижней палате парламента – лишь 75 мест из 150.
Существуют опасения, что переговоры четырех партий в какой бы то ни было конфигурации заведут процесс формирования правительства в тупик. Поэтому было принято решение дать двум центристским партиям – Д-66 и ХДП – возможность составить проект будущего коалиционного соглашения, чтобы представить его как отправную точку для переговоров с потенциальными партнерами.
Переговоры в узком формате многие в Нидерландах рассматривают как намек на возможность складывания правительства меньшинства в составе Д-66 и ХДП. Строго говоря, нидерландское законодательство этого не запрещает. Однако традиция правительств большинства крайне сильна, и такое правительство все еще находится в приоритете всех политических сил, так как считается более стабильным – особенно на фоне политической турбулентности в стране и мире.
Так, на данный момент о составе будущего нидерландского правительства можно сказать немногое. С уверенностью можно лишь утверждать, что переговоры о формировании коалиции станут длительным и сложным процессом.

