В Министерстве культуры говорили про Закон «О культуре», который обсуждают уже, наверное, лет десять, не меньше. Помнится, проект так необходимого всем закона (сегодня российская культура работает по «Основам...», принятым в 1992 году) был готов, когда Григорий Ивлиев руководил комитетом Госдумы по культуре, следующий проект по заданию Минкульта готовила целая команда ученых, нынешний, который предполагалось принять еще в прошлом году, говорят, соединил тот и другой, плюс нынешние члены культурного комитета Госдумы добавили кое-что от себя. Не так давно выяснилось, что проект несколько устарел, поскольку сочинялся до принятия «Основ государственной культурной политики». Теперь первый замминистра Владимир Аристархов настаивает на том, чтобы законопроект рассмотрели как можно скорее и приняли в первом чтении, а потом уже «делать большую рабочую группу и его дорабатывать». По словам Аристархова, у министерства есть «масса замечаний» к закону, но все они носят несистемный характер и будут устранены после первого чтения.
Одна из ожидаемых неожиданностей – непродление контракта с Ольгой Захаровой, теперь уже бывшим директором ЦПКиО имени Горького. Многих это решение удивило, тем более что одновременно руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский обнародовал свое решение об объединении Парка Горького с «Музеоном», руководить новым парково-культурно-музейным монстром поручено бывшему директору «Музеона» Елене Тюняевой. И в мыслях нет желания как-то принизить роль Тюняевой в обновлении «Музеона». Парк стал другим, приобрел не только новый парадный вход, но во всех смыслах – новое лицо, она привела сюда и летний кинотеатр, и новые праздники, в той или иной мере относящиеся или не относящиеся к основному скульптурному профилю «Музеона». Задевает другое: традиционное нежелание (не хочу сказать – неумение) чиновников объяснять свои решения. Интересно же, что такого сделала или не сделала Ольга Захарова, что ее таланты оказались не нужны. Это важно не только тем, кто наблюдает процессы со стороны, но в первую очередь подчиненным Кибовского, которые наверняка не хотят повторить ее ошибки.
На минувшей неделе традиционно последним среди главных московских театров открыл новый сезон «Современник». Реконструкция основной его сцены на Чистых прудах наконец началась, и большие спектакли театр теперь будет играть во Дворце на Яузе. Сезон и открыли там. А Театр им. Вахтангова в субботу премьерой открыл свою новую сцену. Римас Туминас придумал открыть ее парадом премьер и начал своей – «Минетти» с Владимиром Симоновым в заглавной роли (о ней читайте в ближайших номерах «НГ»).
А в Санкт-Петербурге завершился 25-й фестиваль «Послание к человеку», в конкурсе которого участвовали документальные полнометражные картины, а также игровые, анимационные и документальные короткометражки, поделенные на национальные и международные программы. У каждого формата – свое жюри, в итоге вручили более 20 призов и дипломов. Гран-при достался польской картине «Зовите меня Марианна» Каролины Белавской – о девушке, которая судится с родителями за право сменить пол. У нее же – и приз российской прессы. Что до отечественного кино, то награды за лучший дебют и лучшую документальную короткометражку получила ученица Марины Разбежкиной Инна Омельченко за ленту «Ямаха». В номинации за игровое короткометражное кино победило «Возвращение Эркина», которое режиссер Мария Гуськова представляла и на Каннском кинофестивале, и на «Кинотавре». Лучшей полнометражной документальной картиной признана «Церемония» Елены Ласкари – размышление о смерти, точнее, о похоронах. А лучшим мультфильмом – «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита.