Вообще, подводя итоги прошедшей культурной недели, можно было бы сконцентрироваться на одной-единственной теме. Больше разговоров, чем «Золотая маска» и ее новые эксперты, не вызвал ни один другой сюжет. Но все-таки – два слова о другом, хотя тоже о театре.
В Петербурге, празднуя 100-летие Товстоногова, встретились за круглым столом известные театральные деятели и неожиданно вышли на разговор о том, что театр пора защищать от казаков и прочих бойцов за правильные образы на театральной сцене. Худрук Александринского театра Валерий Фокин заметил, что «система идеологизирования пришла, она существует. Бессмысленно говорить, что грядет цензура, внутренняя есть как минимум год… При попустительстве театрального сообщества гайки будут закручены еще сильнее». Худрук БДТ Андрей Могучий, то ли в помощь Союзу театральных деятелей, то ли в противовес ему предложил создать новое объединение на базе его театра, а режиссер Геннадий Тростянецкий убеждал коллег, что такая вот новая организация «смертельно необходима».
Но это все мелочи в сравнении с той бурей, которую вызвала новость о новых экспертных советах фестиваля «Золотая маска». Речь вроде бы о далеком будущем, о экспертах, которые начнут работать с премьерами этого сезона. Но их первая встреча в Союзе театральных деятелей должна состояться уже сегодня.
Не дожидаясь даже этого первого заседания, о своем нежелании сотрудничать с «такою» «Золотой маской» заявили режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов, хотя, например, Богомолов даже не является худруком тех театров, где ставит спектакли, и соответственно мог бы теоретически снять только свою кандидатуру – если его, опять же теоретически, эксперты номинируют как лучшего режиссера.
Причем протест вызвал не кто-то один, а сразу несколько экспертов, в частности театральные критики, чьи отзывы на своиспектакли режиссеры считают обидными. Такого, надо сказать, и вправду не было никогда, хотя случалось, и не раз, что очень известные люди отказывались сотрудничать с «Золотой маской», когда им по тем или иным причинам не давали награду. Мариинский театр, «Современник», Театр оперетты, «Практика», «Геликон-опера» – такое перечисление позволяет сказать, что в прежние годы фестиваль и премия не только объединяли театральное сообщество, но и разъединяли его.
В этом году после многочисленных круглых столов и дискуссий собрали рабочую группу, в которую вошли представители соорганизаторов – Союза театральных деятелей и Минкульта, итог ее работы – принятый на секретариате новый экспертный совет, вернее, два – по драме и музыкальному театру. И вот теперь этот, прошедший все процедуры, определенные положением о фестивале, консенсус вызывает резкий протест. За что борьба? Ведь совершенно ясно, что не может так остро мучить еще не начатая работа…
Уже началась борьба открытых писем: на посты в социальных сетях Серебренникова и Богомолова откликнулся Александр Калягин, призвавший жить дружно («Родные мои!»), Минкульт также отозвался примирительным пресс-релизом, в ответ появилось довольно жесткое письмо одного театрального критика, который год или два назад руководил экспертным советом «Маски». Он призвал Калягина в нарушение всех законов общественной организации ввести прямое председательское правление, распустить этих, только что избранных экспертов и созвать новых, поручив это дело дирекции фестиваля. Именно так делалось это на протяжении многих лет. Странные у нас все-таки либералы и демократы, а вернее люди, которые называют себя таковыми: за то, чтобы закон и Конституция были для всех, начиная с президента. И желательно – им и заканчивая.