0
1553
Газета В мире Интернет-версия

05.09.2000 00:00:00

Договору по ПРО продлили жизнь

Тэги: клинтон, буш, про


Решилась положительно главная проблема российской внешней политики - и безопасности тоже. Речь об отказе президента США от срыва российско-американского Договора по ПРО от 1972 года и от развертывания национальной системы ПРО. Причем если вечером в пятницу, когда президент Клинтон сообщил о своем решении оставить выяснение этого вопроса следующему хозяину Белого дома, ситуация выглядела как чисто технологическая (срыв ключевых испытаний противоракетных систем), то хлынувший в выходные буквально поток утечек из администрации США однозначно указывает: главная причина решения - позиция Москвы (а уж потом европейских и азиатских союзников США). То есть Вашингтон однозначно, хотя и неофициально, признает победу российской дипломатии.

"Российское сопротивление оказалось ключевым в решении отложить создание ракетного щита" - так выглядит заголовок в "Нью-Йорк таймс". Газета сообщает, что еще в январе, когда русские ясно сказали, что не будут вести переговоры по изменению Договора по ПРО от 1972 года (ради того чтобы "вписать" в этот договор изменения, уничтожающие его в корне. - "НГ"), планы НПРО были обречены. Свою роль, признает газета, сыграли и "поразительные" дипломатические инициативы Пхеньяна, от гипотетических ракетных ударов которого должен был защищать Америку клинтоновский "космический щит"; и, бесспорно, технологические провалы испытаний противоракет. Но главное - что "администрация не смогла предсказать ход внутренних событий в России, поскольку все планы администрации покоились на намерении выторговать у Москвы сделку", которая позволяла бы создать "щит" без выхода из Договора от 1972 года.

Но все шансы на эту сделку развалились вместе с политической судьбой человека, на котором покоилась эта идея Белого дома, - Бориса Ельцина, который Вашингтоном рассматривался как более уступчивый человек, чем его наследник Владимир Путин. Приход Путина изменил все, сообщил газете анонимный источник в Белом доме. Поэтому в известном смысле уже с начала нового года планы ПРО были обречены, считает газета, и в администрации большинство людей это понимали с каждым днем все больше.

На каком-то этапе переговоров с Москвой Мадлен Олбрайт фактически самоустранилась от проблемы, оставив ее своему заму Строубу Тэлботту. Но в итоге и он оказался среди сторонников отказа от идеи национальной ПРО. В ту же категорию скептиков затем попал и советник по национальной безопасности Сэмюэль Бергер. Единственным сторонником сохранения прежнего "расписания работ" был министр обороны Уильям Коэн.

Что касается самого Клинтона, то в Вашингтоне считают: он с самого начала не проявлял абсолютного энтузиазма, поскольку считает Договор по ПРО краеугольным камнем безопасности США - как, впрочем, и ключевые лица в Пентагоне и госдепартаменте. И именно Клинтон ясно говорил во время внутренних дискуссий, что одобрит национальную ПРО, только если ему удастся сговориться с Москвой. Оказывается, с самого начала Клинтон даже не мыслил о том, чтобы двинуть вперед планы НПРО в одностороннем порядке. И поскольку уже в июне позиция Путина была ясна, во время встречи двух президентов в Москве, а потом на Окинаве вопрос как таковой, по сути, не очень-то и обсуждался. Здесь к информации американской газеты можно добавить - повлияли на американскую позицию и российские предложения сокращения ядерных боеголовок, которые были переданы Клинтону Путиным именно на Окинаве, - речь о наших новых предложениях по СНВ-3, которые возможны только при сохранении Договора по ПРО.

Можно по-разному оценивать как саму эту информацию, так и факт ее целенаправленного выплескивания в обращение. В принципе "Нью-Йорк таймс" изначально была великолепно, как никакое иное американское издание, осведомлена о всей подноготной дебатов по этой проблеме - и играла роль места для утечек ценной информации по этой проблеме. Другое дело - кому выгодно подчеркивать именно роль Москвы в решении Клинтона: самой администрации или ее противникам - или, скажем, лицам вокруг министра обороны Коэна, единственного республиканца в администрации США, который сейчас уже откровенно демонстрирует свое несогласие с позицией президента?

Но в любом случае перед нами действительно не просто победа российской дипломатии, а большая победа. Причем вопросы, поднятые "Нью-Йорк таймс" и касающиеся новейшей российской истории - а именно, перехода власти под Новый 2000 год в Москве, - настолько серьезны, что требуют отдельного осмысления. Осмыслить стоит многое: дело "Бэнк оф Нью-Йорк", беспрецедентную кампанию против Москвы по поводу Чечни, и затем несколько месяцев глухой обороны российской дипломатии, находившейся чуть ли не на грани изоляции, по крайней мере на западном направлении. Информация о намерениях Вашингтона по части НПРО может подтолкнуть к совершенно неожиданным версиям всех событий прошедшего года. Но так или иначе - победа Москвы очевидна.

Другое дело, насколько долго можно будет наслаждаться ее плодами. Клинтон, произнося свою речь в Джорджтаунском университете, сообщил лишь об отсрочке решения, о том, что решение будет приниматься позже и кем-то другим. Временные рамки здесь вполне просматриваются. По американским оценкам, в "лучшем" - то есть для Москвы в худшем - случае контрольная дата начала работ, которые можно рассматривать как фактический срыв Договора 1972 года, сдвигается по крайней мере до 2002 года - речь идет о начале закладки фундамента радара на Аляске. А разворачивание первой очереди противоракетных систем может отложиться с 2005 на 2006-2007 годы.

Каков предвыборный аспект проблемы? Отдельный вопрос - как повлияет решение Клинтона на позиции его преемника Альберта Гора, который поддерживает принятое президентом решение, но постарался отметить в своем заявлении по этому вопросу, что это именно "решение Клинтона". Гор также заявляет о необходимости изучать вопрос и дальше, о том, что запустит работы по НПРО, если технологии будут отработаны лучше; наконец, Гор - за внесение совместно с Москвой поправок в Договор от 1972 года.

Джордж Буш занимает иную позицию. Его заявление из одного абзаца гласит, что демократы сначала отрицали необходимость противоракетной обороны, потом долго тянули с решением, и вот теперь оставили это решение преемникам. Буш - за более мощную систему ПРО, которая основывалась бы на системах, размещенных на суше, море и в космосе, и защищала бы и США, и всех их союзников. Договор же от 1972 года республиканцы считают устаревшим и критикуют демократов за то, что они за упомянутый договор цепляются.

Данных о реакции избирателя пока недостаточно. Но фактором в президентской кампании этой осенью ПРО все равно будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минпромторг РФ продолжает фиксировать снижение объемов параллельного импорта

Минпромторг РФ продолжает фиксировать снижение объемов параллельного импорта

0
96
В условиях СВО явка избирателей получила политическое значение

В условиях СВО явка избирателей получила политическое значение

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сверхрезультаты губернаторских выборов предстоит корректировать в сторону большей реалистичности

0
333
Жалобы на действия судов поступают снаружи и изнутри

Жалобы на действия судов поступают снаружи и изнутри

Екатерина Трифонова

Граждане ругают бюрократию, сотрудники аппарата – условия своего труда

0
315
В августе КПРФ отдали половину политического эфира

В августе КПРФ отдали половину политического эфира

Иван Родин

ГосТВ показывает электорату партию Зюганова в виде левого филиала власти

0
275

Другие новости