0
644
Газета В мире Интернет-версия

03.04.2001 00:00:00

Буш и Шредер не договорились

Тэги: сша, германия, визит


ВИЗИТ федерального канцлера Герхарда Шредера к президенту Джорджу Бушу, состоявшийся в конце минувшей недели, сопровождался немалыми климатическими завихрениями как в прямом, так и политическом смысле. Его же практический результат близок к нулю, если не считать личного знакомства лидеров, которое, конечно же, полезно. Во всяком случае, президент, по собственному выражению, убедился в том, что канцлер - "правильный парень". В остальном в сухой остаток трудно зачислить даже совместный документ относительно "трансатлантического видения XXI века".

В нем говорится обо всем понемногу: о НАТО и ее соотношении с Евросоюзом; о "готовности обеих сторон конструктивно сотрудничать с друзьями и союзниками", чтобы решить вопрос о сокращении выбросов в атмосферу двуокиси углерода, который вдруг оказался в центре трансатлантических споров; наконец, даже о "реалистической политике" в отношении Москвы и необходимости укрепления российской демократии. Но немецкие комментаторы не случайно отмечают, что сей документ "читается скорее как каталог противоречий", потому что по одним из затрагиваемых в нем проблем у Вашингтона и Берлина имеются концептуально несовместимые позиции, по другим разночтения, вопросы, сомнения и т.д.

Проблема сохранения атмосферы для будущих поколений - лишь одна из них. Совсем не одинаковое содержание вкладывают европейская сторона, которую представлял в Вашингтоне Шредер, и американцы в представления о будущей роли Евросоюза, а также о путях решения трансатлантических торговых споров.

Очень по-разному выглядит сегодня и совместно провозглашаемая "реалистическая политика" Вашингтона и Берлина в отношении Москвы. Пока Белый дом хмурится, в Санкт-Петербурге готовится новый важный российско-германский саммит. Судя по техасским манерам, переносимым в международную сферу, нельзя исключать, что американцы избрали престижный для немцев вопрос о судьбе "плана Киото" (речь об упоминавшемся выше загрязнении атмосферы) в качестве "меры предупреждения" ФРГ за курс на российско-германское партнерство, поскольку, по свидетельству французского министра иностранных дел Юбера Ведрина, Бушу просто претит применение слова "партнер" в отношении России.

Пожалуй, впервые в послевоенной истории американо-германских отношений глава правительства ФРГ отправлялся за океан, заведомо зная, что рассчитывать хотя бы на пиаровский успех не приходится. Тема главного спора, развернувшегося вокруг проблем охраны окружающей среды, в принципе, как оказалось, играла на встрече подчиненное значение. Существеннее оказалось то, что США в данном случае фактически односторонне отказались от обязательств по международному соглашению, что может, как известно, грозить и Договору по ПРО 1972 года. Как констатирует заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге Гернот Эрлер, "те, кто опасается, что администрация может попытаться сойти из эгоистических соображений с тропы многосторонних международных договоров и процессов, получили в связи с этой темой (атмосферы. - Е.Г.) подтверждение, внушающее озабоченность". Возможно, европейцев ожидают и другие сюрпризы, если Вашингтон и впредь будет руководствоваться той безапелляционной трактовкой национальных интересов США, которую президент изложил канцлеру.

Правда, с другой стороны, ситуация на трансатлантическом пространстве далеко не однозначна. Конечно, Германии и Западной Европе, где пока и в новом тысячелетии в рамках НАТО содержатся крупные американские вооруженные силы, все еще рассматриваемые как непременная гарантия безопасности, приходится серьезнейшим образом считаться с заокеанским патроном, соблюдать натовский пиетет. Однако времена безусловного подчинения миновали. Комментируя визит Шредера, "Нью-Йорк таймс" в ностальгических тонах отмечает, что "уже нет холодной войны, когда Германия была лишь формально суверенной, зная, но не осмеливаясь громко выражать свои интересы". Канцлер Шредер отнюдь не помалкивал в Белом доме - будь то о климате или других актуальных международных делах, приведя, по словам наблюдателей, "в некоторое замешательство американцев, не привыкших к тому, что германский канцлер не готов безоговорочно согласиться с намерениями Вашингтона".

В этом смысле не претерпел изменений и подход немцев к проблеме НПРО. Приличия ради отмечается "осторожное сближение" в оценке американского плана. По мнению канцлера, удалось рассеять недоверие в этом вопросе. Однако ПРО, подчеркивают немцы, не должна поломать процесс разоружения. В целом, интерпретировал Шредер, немецкая позиция в отношении этого проекта еще не определена, остается прояснить еще целый ряд вопросов. То же самое относится к доступу немецких фирм к новейшей технике, к которой американцы обычно никого не допускают. Без предварительного согласия Берлин готов обсуждать проблематику НПРО. Но сама эта тема, предупредил канцлер, "не подходит для примитивного антиамериканизма".

Не имея, во всяком случае в данный момент, возможности состыковать позиции и взгляды, стороны тем не менее подчеркнули "глубокую дружбу, связывающую ФРГ и США". Они провозгласили, что состоявшаяся встреча "открывает новую главу в наших тесных отношениях". Причем, пояснил Буша в похожих выражениях Шредер, "мы можем иметь разногласия и все-таки оставаться друзьями". Это в самом деле привносит некоторый новый оттенок в официальный лубок трансатлантических и натовских отношений.

Другое дело, что от американо-германских споров никто не выигрывает, в том числе Россия. Хотя на Западе часто утверждают, что она только и мечтает, что вбить клин между США и европейскими союзниками (для чего итоги вашингтонской встречи вроде бы дают подходящий повод), на самом деле противоречия между Вашингтоном и Берлином отнюдь не в интересах Москвы. Опыт решения многих проблем европейской безопасности и сотрудничества свидетельствует о том, что развязка достигается куда проще, если взаимопонимание, общность интересов имеются не только между Вашингтоном и Москвой, но и между Белым домом и его союзниками в Европе. Не говоря уже о том, что с чисто реалистической точки зрения Россия, стремящаяся к развитию российско-германского партнерства, не может не понимать значимости для Германии союзничества и партнерства с Соединенными Штатами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
647
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
445
Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Иван Родин

Памфилова анонсировала запретительное регулирование цифровой и гибридной агитации

0
541
ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

Социологические рейтинги партий пока не совпадают с данными медиамониторинга

0
464

Другие новости