0
997
Газета В мире Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Новая роль со старой армией

Тэги: товпик, нато, россия


В ШТАБ-КВАРТИРЕ НАТО в Брюсселе ожидают визита российского президента, чтобы обсудить широкий круг вопросов. От главы России ожидают конструктивных предложений по борьбе с терроризмом, безопасности на Балканах и возможных вариантов расширения НАТО. У высокопоставленных чиновников и экспертов альянса есть твердое мнение, что Россию следует более активно вовлекать в консультативный и дискуссионный политический клуб, коим является НАТО. И если потребуется, помочь установить особые отношения с Европой. Одним из горячих сторонников сближения с Россией выступает Польша. Об этом корреспонденту "НГ" рассказал в Брюсселе посол Польши в НАТО Андржей Товпик.

- Что ощутили поляки после вступления в НАТО?

- Мне представляется, что самым главным мотивом вступления Польши в НАТО было преодоление раскола Европы. Раскол Европы не связан лишь с последним полувеком, он имеет более долгую традицию. Для многих политиков и общественного мнения на Западе Европа прежде оканчивалась где-то в Германии. Британский премьер Невиль Чемберлен высказался в 1938 году в том смысле, что "было бы ужасно, если бы британские солдаты погибали из-за раздоров между государствами, о которых мы ничего не знаем". Он имел в виду тогдашние споры между Чехословакией и Германией. Все, что было расположено к востоку от Германии, воспринималось как некое "белое пятно".

Теперь же именно НАТО является фактором объединения Европы и развития особых отношений с Россией и Украиной.

- Какое значение с точки зрения участия Польши в НАТО имеет круг вопросов, относящихся к Калининградской области?

- Я смотрю на этот регион не как на проблему, но как на благоприятную возможность для развития отношений между ЕС и Россией, а также между НАТО и Россией. Калининградская область могла бы стать испытательным полигоном для развития различных видов таких отношений, включая военное сотрудничество между НАТО и Россией.

- Какой вклад вносит Польша в антитеррористические усилия, предпринимаемые сегодня НАТО?

- Я не думаю, что сегодня можно говорить о каком-то особом вкладе Польши в ответные меры США. Польша действует в коалиции стран НАТО и в рамках тех решений, которые предпринимаются. В частности, Польша присоединилась к решению совета НАТО о том, что атаки на Нью-Йорк и Вашингтон подпадают под действие статьи 5 Североатлантического договора. Это имеет серьезные последствия для нас и для других членов альянса. Наша коллективная реакция может быть рассмотрена в двух аспектах.

Первый касается немедленного ответа на теракты. По этому вопросу в НАТО сейчас идут двух- и многосторонние консультации по поводу совместных действий относительно обмена развединформацией и любой другой помощи, которую могут запросить США. При этом мы ожидаем поступления соответствующих запросов со стороны США.

Польша также предпринимает меры по борьбе с терроризмом в целом. И в этой связи стоит упомянуть недавние инициативы президента Польши Александера Квасьневского о региональном сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Они были обращены к странам Балтии и Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия). Также Польша будет предпринимать меры самостоятельно и совместно с другими странами по укреплению безопасности гражданских и военных объектов в странах НАТО. В частности, я знаю, что серьезно усилены меры безопасности в польских аэропортах. Однако пока что не принято решений и не планируются какие-либо совместные действия. Американцы очень осторожны по части предоставления необходимых доказательств, которые необходимы для принятия таких мер.

По моему мнению, сейчас важно обратить внимание и на Балканы. НАТО должно заботиться не только о безопасности своей штаб-квартиры в Брюсселе, но и воинских контингентов в Боснии и Косово. Как известно, подразделения стран НАТО и России находятся там в недружественном окружении.

Второй аспект подразумевает подготовку НАТО к борьбе против терроризма на более длительную перспективу. Терроризм был включен в число основных рисков и угроз в стратегическую концепцию НАТО, принятую в 1999 году в Вашингтоне. События 11 сентября подтвердили, насколько эти риски велики.

- Где конкретно находятся риски и угрозы, против которых НАТО собирается защищаться?

- По состоянию на сегодняшний день главным подозреваемым является бен Ладен. И мы ждем от американцев определенных доказательств. Только после этого мы сможем обсуждать меры по наказанию бен Ладена и других людей, ответственных за эти атаки. Но речь идет не только о бен Ладене. Проблема терроризма стоит гораздо шире. Поэтому важно, в какой форме и в какой степени НАТО и все международное сообщество должны ответить на угрозы международного терроризма. Сюда относится вопрос о возможном сотрудничестве между НАТО и Россией.

Следует также глубже исследовать корни международного терроризма. С одной стороны, имеются группы безответственных людей, движимых ненавистью и готовых на подобные действия. Но также имеется совокупность социально-экономических, политических и религиозных предпосылок, как например, на Ближнем Востоке. Следует концентрировать усилия не только на симптомах, но и на причинах терроризма.

- Можно ли считать, что к настоящему времени Польша уже полностью интегрировалась во все институты и структуры НАТО?

- Такая интеграция - длительный и поэтапный процесс, нелегкий для нас. Мы должны провести реорганизацию вооруженных сил в соответствии с требованиями НАТО. При этом во главу угла ставятся не только задачи коллективной обороны, но и подготовка к миротворческим операциям.

Эти усилия ограничены рамками военных расходов Польши, на которые приходится 2% ее ВВП. С другой стороны, модернизация наших вооруженных сил диктуется не только участием в НАТО. Она вообще назрела. Другое дело, что, находясь в составе НАТО, делать это несколько дешевле.

Не следует забывать, что прежде мы принадлежали к совершенно иной военной системе. Так что пройдет еще несколько лет, прежде чем мы полностью интегрируемся в военные механизмы НАТО.

Согласно принятой в текущем году программе, в 2008-м численность польских вооруженных сил составит около 150 тысяч человек, то есть сократится на 50 тысяч. А ведь десятилетие назад они составляли примерно 400 тысяч человек. Понятно, что такое сокращение вооруженных сил при их одновременной модернизации и переоснащении - длительный и сложный процесс.

Брюссель-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
281
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1644
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
2030
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2635

Другие новости