Перед тем как начать операцию возмездия в Афганистане, президент Буш предупредил свой народ о том, что она создаст опасность новых терактов на территории США. Теперь администрация использует ситуацию возросших рисков для серии мер, которые могут в корне изменить привычные для американского общества свободы в обмен на новую национальную стратегию.
В понедельник, 8 октября, начало работать созданное при Белом доме Бюро внутренней безопасности на территории США, которое будет координировать работу более 70 ведомств. Его возглавляет экс-губернатор Пенсильвании Том Ридж. Президент сделал главным силовиком страны своего старинного друга, который фактически будет курировать всю систему безопасности США. Это - беспрецедентная для Америки, следующей во всем принципу "сдержек и противовесов", концентрация полномочий в рамках одного ведомства. Центр, в штате которого уже 100 сотрудников, заработал в кратчайшие сроки.
Конгресс также предпринял весьма неординарные для США шаги по укреплению внутренней безопасности. На прошлой неделе после нескольких дней напряженных дебатов демократическая часть сената США наконец достигла договоренности с Белым домом о проекте нового закона по борьбе с терроризмом. Он должен значительно расширить полномочия силовых ведомств США, а также разведки в вопросах прослушивания телефонных разговоров, мониторинга сетей интернета и обмена информацией между спецслужбами, который будет осуществляться без специального судебного надзора. Кроме того, будет разрешаться проведение негласных обысков.
В то же время законодатели не согласились с предложением администрации, которое предусматривало неограниченные сроки задержания для иностранных граждан, подозреваемых в террористических деяниях. Вместо этого с палатой представителей был согласован текст, который позволяет задерживать подозреваемых на срок до 7 дней. Если им не будут предъявлены обвинения в нарушении иммиграционных или уголовных законов, они должны быть освобождены. Законодатели собираются также в одном пакете принять закон о борьбе с отмыванием денег, направленный в том числе на подрыв финансовой базы терроризма. Администрация считает, что новое законодательство должно стать главным инструментом в борьбе с терроризмом.
На самом деле совершенствованием мер внутренней безопасности американцы занимаются уже давно - с тех пор, как аналитики в середине 1990-х годов пришли к выводу об уязвимости территории страны для террористов. Это нашло отражение в стратегии национальной безопасности и концепции развития вооруженных сил и спецслужб. Они прорабатывали различные варианты, но оказались не готовы к 11 сентября.
Более всего опасались и выставляли заслоны против террористов с биопробиркой, пакетом отравляющих веществ или пресловутым ядерным чемоданчиком, к образам которых любит прибегать в США сенатор Лугар, курирующий американские программы по сокращению угроз распространения в России. Тем временем террористы-камикадзе использовали прорехи в охране внутренних авиалиний.
Поэтому палата представителей обсуждает закон о безопасности на авиатранспорте. Он предусматривает сопровождение каждого рейса сотрудником спецслужб, меры по защите кабины пилотов и обучение экипажей блокированию террористов во время полетов. С каждого пассажира за один авиаперелет планируется взимать 1,5-2,5 долл. на финансирование всех этих мероприятий. Одновременно крупнейшая железнодорожная компания "Амтрак" потребовала, чтобы в законопроект была включена сумма 3,2 млрд. долл. на укрепление безопасности железнодорожного транспорта.
Конгрессмены готовятся также принять пакет законопроектов по охране самой территории и жизненно важных объектов. Начиная с 4 октября береговая охрана США требует от всех коммерческих судов предупреждения за 96 часов (вместо бывших 24 часов) о заходе в порты США (их более 300). Одновременно обсуждается серия законов по охране ядерных установок, гидроэлектростанций, плотин и систем водоснабжения.
Америке, всегда культивировавшей свободу доступа к информации, пришлось пойти на меры, которые ранее вряд ли были бы возможны. Федеральные агентства США заняты тем, что устраняют из интернета материалы, касающиеся не только производства и обращения с опасными химикатами, но и простыми веществами, которые могут быть использованы в террористических целях. Некоторые из материалов, размещенных в сети, при более тщательном анализе выглядели как прямая подсказка террористам.
Агентство по охране окружающей среды изъяло информацию об экстренных мерах по предотвращению химических катастроф. Теперь сотрудники могут с ней знакомиться по особому разрешению в специально отведенных для этого офисах. Департамент транспорта снял со своих сайтов карты трубопроводных сетей, а Центр по контролю и предотвращению эпидемий убрал доклад по химическому терроризму, в котором прямо указывались уязвимые места в американской промышленности с точки зрения возможных терактов.
Закручивая гайки, ФБР настаивает на введении системы допусков по информации такого рода для специалистов и организации своего рода интернетных "спецхранов", где можно будет ознакомиться с конфиденциальной информацией. Однако, несмотря на благоприятность момента для всех этих действий федеральных властей, общественное мнение далеко не едино в их оценке. Американские правозащитники опасаются злоупотреблений и со стороны граждан, и со стороны правоохранительных органов. По их мнению, ограничение доступа к информации лишь разожжет любопытство пользователей.