В политической жизни Эстонии происходят события, которые могут радикально изменить ее отношения как с Москвой, так и с Западом. С дискриминацией граждан по языковому признаку решено покончить. В среду эстонский парламент намерен одобрить в первом чтении закон о выборах, который освобождает от языкового ценза граждан, баллотирующихся в законодательные органы республики и местного самоуправления. Эстония делает заявку на то, что к моменту приглашения в НАТО и ЕС она будет обладать лояльной правительству, прозападно настроенной русской общиной - первой в Европе, имеющей собственное парламентское представительство.
Из существующего закона о выборах изымается всего одна фраза - требование к избираемым кандидатам владеть государственным эстонским языком. Это открывает русским возможность более широкого участия в управлении и политической жизни страны. Эстонские партии смогут привлекать лояльных русских в свои ряды. А избранных депутатов нельзя будет лишить мандата по доносу о том, что они якобы не владеют эстонским языком в нужной степени.
Один из инициаторов поправки, генсек правящей Народной партии "Умеренные" Тыну Кыйв сказал корреспонденту "НГ", что "cкорее всего поправка пройдет второе чтение и вступит в силу уже в течение месяца. Таковы настроения и среди депутатов Рийгикогу, и в правительстве". По словам Кыйва, необходимо "привести эстонские законы в соответствие с принципами демократического общества".
Политическая элита Эстонии понимает, что без этого республике не вступить ни в НАТО, ни в Евросоюз, ни поправить свой имидж среди правозащитников. Между тем общественное мнение по этому вопросу далеко не либерально и не едино. Для многих эстонцев доминирование в обществе эстонского языка является важным средством национальной самоидентификации и основой идеологии национального государства.
Правительство и парламент решились на беспрецедентный шаг после того, как в конце октября Джордж Робертсон впервые ясно сообщил, что в следующем году начнется следующая "волна" расширения НАТО. И выразил надежду на то, что "процессы расширения станут полезными инструментами для поощрения балтийских государств разрешить проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные меньшинства". Представители европейских институтов, которые до сих пор ограничивались в основном пожеланиями по проблеме "русскоязычных", тоже заговорили об устранении языковой дискриминации более решительно. Вслед за Робертсоном посол Швеции в Эстонии Элизабет Боннер довела через газету Eesti Paevaleht мнение ЕС о том, что в Эстонии "сохраняется дискриминация граждан по языковому признаку и это препятствует вступлению республики в Евросоюз". А поскольку многие страны ЕС - еще и члены НАТО, то от них будет зависеть решение о приеме новых членов в альянс на саммите в Праге.
Ответ со стороны эстонских властей последовал незамедлительно. Министр иностранных дел Тоомас Хендрик Ильвес, как сообщает эстонская пресса, заявил парламентариям Рийгикогу, что "ЕС оказывает давление на Эстонию, требуя от нее считаться с мнением ОБСЕ по вопросам национальной и языковой политики. Если точка зрения ОБСЕ в расчет принята не будет, то Эстония в глазах ЕС окажется не соответствующей критериям членства в ЕС и НАТО".
То, что долго не удавалось Москве, похоже, удается Брюсселю. Влиятельная эстонская пресса обсуждает варианты интеграции в общество русской общины. Считается, что она пойдет эффективнее, если будет опираться на культурные и исторические традиции коренных эстонских русских, которые понятнее для более поздних иммигрантов, чем эстонские. И напоминает о том, что образованная, в основном прозападная русская община в 1930-е годы играла важную роль в жизни республики и поддерживала многочисленные зарубежные связи. Если эстонские власти пойдут по предлагаемому им пути, русская община может оказаться вполне лояльным "контингентом" НАТО, сознавая, что решением своих проблем она во многом обязана ее усилиям. И не исключено, что именно балтийским русским в НАТО будет отведена роль связующего звена альянса с Россией.