0
721
Газета В мире Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

Австрия не хочет пускать чехию в ЕС

Тэги: вена, прага, электростанция


Новые обороты набирает многолетний соседский спор между Веной и Прагой из-за новой чешской атомной электростанции, построенной всего в 70 км от австрийской границы в небольшом поселке Темелин. Австрийский канцлер Вольфганг Шюссель внес на рассмотрение парламента резолюцию, которая помогла бы его правительству фактически заблокировать переговоры Чехии о вступлении в Евросоюз. А небезызвестный политический экстремист Йорг Хайдер, собрав необходимое количество подписей сограждан, инициировал проведение в январе будущего года общенационального референдума на ту же тему.

С весьма своеобразной инициативой выступил на днях министр экономики земли Штирия Герберт Пайерл: он предложил просто-напросто выкупить у чехов злополучную АЭС. Для этого восемь миллионов его сограждан должны будут собрать ни много ни мало - целых три миллиарда долларов. Вряд ли прижимистые австрийцы решатся на это. С гораздо большей радостью, как показывают опросы, они преградили бы северным соседям дорогу в ЕС: помимо "атомки" их беспокоит и возможность наплыва из Чехии дешевых рабочих рук, что грозит прежде всего ростом безработицы среди собственного населения.

Распри Вены и Праги из-за темелинской АЭС не утихают уже немало лет, заметно омрачая соседские отношения. В самой Австрии ядерная тема является запретной целых 22 года - с тех пор, как была в последний момент заморожена уже практически готовая АЭС в Цвентендорфе. Решение об этом было принято в результате общенационального референдума. А после того как произошла авария в Чернобыле, австрийцам грезится нечто подобное в каждой атомной станции, построенной по советским проектам в странах ЦВЕ. Естественно, что с самого начала ополчились они и на новую АЭС в Темелине.

Эта станция строится почти два десятилетия. Поначалу главную скрипку в проекте играли, как и во всех бывших соцстранах, советские специалисты, а после падения железного занавеса сюда были приглашены американские. В частности, проектированием и монтажом систем безопасности в 1993-1995 годах здесь занимались эксперты фирмы "Вестинхауз". В результате получилось нечто вроде советско-чешско-американского атомного "бутерброда".

Вот эта "многослойность" конструкции АЭС как раз более всего и беспокоит австрийские власти и общественность. Грозные правительственные заявления из Вены чередуются с многодневными блокадами чешской границы рядовыми австрийцами, летят жалобы Шюсселя и его коллег в штаб-квартиру Евросоюза и других международных организаций. Хотя одна из таких - МАГАТЭ, то есть Международное агентство по атомной энергии, руководство которой, кстати, находится в Вене, не раз и очень тщательно проверяла новую чешскую станцию и серьезных претензий к ней не имеет.

Что касается "несерьезных", то без них, как и в каждом новом деле, не обходится. За те неполные 14 месяцев, как на станции в Темелине был запущен в пробном режиме первый реактор, обратная команда "стоп" ему давалась около 15 раз. Все возникавшие неполадки происходили, к счастью, в неядерной части первого блока, и вообще чешские конструкторы и эксплуатационники полагают такой ход запуска естественным для нового детища. Тем не менее Австрия продолжает бурлить и строить планы о том, как бы все-таки заставить соседей отказаться от полномасштабного запуска новой АЭС.

У чешских же властей со станцией в Темелине связаны весьма серьезные надежды. Ее ввод в строй поможет избавиться от многих устаревших угольных шахт на севере и северо-западе республики, значительно улучшит экологию в этих местах и в целом удешевит производство электроэнергии. Ну и наконец, считающим каждую крону министрам нынешнего социал-демократического кабинета попросту жалко затраченных на строительство АЭС уже упомянутых трех миллиардов долларов. Ведь ее агрегатам и зданиям просто невозможно найти какое-то иное, хотя бы отчасти оправдывающее произведенные затраты, применение.

Чешские политики пытаются полюбовно договориться с Веной. Ее представители допускаются к проверкам новой АЭС, Прага согласилась на ужесточение некоторых экологических параметров в работе станции и на создание трехсторонней комиссии по оценке ее состояния с участием экспертов из Брюсселя. Однако большинство австрийцев настаивают все-таки на полном закрытии "атомного монстра" у себя под боком. Поэтому межсоседскому спору пока не видно конца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
543
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
614
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
420
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
94

Другие новости