Ажиотаж вокруг проекта федерального бюджета, представленного Белым домом конгрессу в минувший понедельник, нарастает. Буш-младший уже нарушил целую серию традиций бюджетной игры, чтобы добиться радикального перераспределения национального богатства. Он делает ставку на чрезвычайные условия войны и на свою рекордную популярность. Вопрос в том, как долго Буш и его команда смогут держать ситуацию под контролем.
Один из ключевых участников бюджетного процесса, глава сенатского комитета по ассигнованиям демократ Роберт Берд предрек по ходу слушаний: "Слава - это всего лишь дым. А популярность - дело случая. Те, кто превозносит президента сегодня, завтра его осудят". И на примере Буша-старшего вновь напомнил, как военная победа может обернуться итоговым политическим поражением.
Аналитики согласны в том, что не находись Америка в состоянии войны, у команды Буша-младшего практически не было бы шансов запустить беспрецедентную программу сокращения налогов объемом 1,35 трлн. долл. Как, разумеется, не было бы речи и о росте военных расходов в 2003 финансовом году до 379 млрд. долл., то есть на 14%. Таких скачков не наблюдалось со времен решающей атаки на коммунизм под командованием Рональда Рейгана.
И это только первый шаг. К 2007 году военные расходы предлагается довести до 451 млрд. Демонстрируя свою растущую роль, Пентагон затребовал для себя авансом уже теперь специальный "карманный" фонд в 10 млрд. долл. - на текущие военные расходы. Как-никак четыре месяца войны с террором уже обошлись в 7 млрд. долл.
Все это в Вашингтоне уже окрестили "бюджетом национальной безопасности". Финансово-экономические конструкции Белого дома надолго привязаны к внешней, да и внутренней угрозе. "С этим бюджетом мы одолеем терроризм и рецессию", - так обрисовал суть нового подхода председатель бюджетного комитета палаты представителей Джим Нассл.
Главные потери во имя этих целей понесут традиционные сферы федерального финансирования: строительство шоссейных дорог (снижение ассигнований на 8,5 млрд. долл.), а также ряд экологических и аграрных программ. Впрочем, такие меры будут компенсироваться целевой поддержкой категорий американцев, зависящих от указанных секторов. Тем самым республиканцы рассчитывают свести к минимуму потери голосов на выборах в конгресс осенью текущего года.
Кроме того, в администрации исходят из того, что конгрессменам, как обычно, удастся встроить в бюджетные строки "свои" программы, привязанные к округам и штатам. Будучи принятыми, такие программы становятся законом и вынуждают правительство финансировать их в последующие годы. По оценке директора президентского бюро по бюджету и менеджменту Митчела Даниэлса, в результате бюджет может возрасти не на 2%, как планируется, а примерно на 6%. Наблюдатели полагают, что, возможно, это и будет использовано президентом Бушем в многоходовой бюджетной игре. Скорее всего конгрессменам позволят маневрировать в определенных рамках в обмен на прохождение бюджета через обе палаты конгресса. В конце концов дефицит, который колеблется вокруг отметки 106 млрд. долл., составляет не более 1% ВВП и не страшен для экономики с общим бюджетом 2,13 трлн. долл.
Другим козырем, который постарается использовать Буш, станет его 5-летняя программа стимулирования экономики стоимостью 200 млрд. долл. (90 млрд. на следующий год). Начиная с прошлого лета, программа, одобренная палатой представителей и заблокированная усилиями демократического большинства в сенате, является главным аргументом в предвыборном споре демократов и республиканцев. Пытаясь набрать очки в глазах избирателей, они обвиняют друг друга, указывая на те или иные изъяны в отношении учета социальных нужд. Такое противостояние привело к тому, что ни демократы ни республиканцы не смогли в ходе процедурного голосования обеспечить 60 голосов из 100 необходимых для продолжения вотирования бюджета. В результате лидер демократического большинства Том Дэшл пообещал снять программу экономического стимулирования с "дистанции" после процедурного голосования.
Лидер республиканцев сенатор Трент Лотт оценил такой шаг партийных оппонентов как весьма "циничный" и убийственный для планов стимулирования экономики. Сам Буш сказал, что "сожалел бы об этом". Однако потеряв программу оживления экономики, он сможет рассчитывать на то, что конгресс примет его "бюджет национальной безопасности". Военные и налоговые программы будут спасены.