Госсекретарь США Кондолиза Райс хочет перебросить треть своих подчиненных на Ближний Восток и в Азию.
Фото Reuters
Госсекретарь США Кондолиза Райс объявила о проведении кадровой реформы в недрах руководимого ею ведомства. Ее слова, как сообщает «Вашингтон пост», повергли в состояние уныния дипломатов, которые надеялись летом получить назначения на теплые местечки в европейских столицах.
Этим бойцам американского внешнеполитического фронта можно только посочувствовать. Ведь перестройка в Госдепе предполагает, что повышать в ранге отныне будут только таких чиновников, которые поработают в опасных районах мира. Продвинуться вверх по служебной лестнице и занять старший дипломатический пост смогут те, кто наберется опыта общения с местными жителями по крайней мере в двух районах мира и будут свободно владеть двумя иностранными языками.
По словам Райс, особенно цениться будут специалисты, владеющие китайским, арабским и урду. Как относятся к американцам в арабском мире, объяснять излишне. В Пакистане (урду там – государственный язык) американские учреждения не раз подвергались нападениям террористов. Так что служить в таких странах опасно. В Поднебесной, к счастью, таких проблем для американцев нет. Но зато прибывающим туда дипломатам трудно добыть информацию о стране из-за жесткого контроля со стороны властей. Да и освоить китайскую грамоту – тяжкий труд.
Стальная магнолия, как прозвали Райс американские газетчики, несомненно, согласовала свою перестройку с шефом. Ведь Джордж Буш тоже на днях призывал соотечественников взяться за изучение иностранных языков и даже обещал выделить на это 114 миллионов долларов. Правда, насчет того, какие именно языки имеют приоритет, между президентом и госсекретарем обнаружились разночтения. Буш сказал, что следует осваивать и русский, а Райс его не упомянула... Возможно, в Госдепе еще с советских времен недостатка в специалистах по России нет.
По сведениям Би-би-си, США держат сейчас за рубежом 7400 дипломатов. «Великое переселение» кадров затронет примерно треть из них. Райс, в частности, обосновывает необходимость отправки этих людей в горячие точки административными причинами. Она приводит такой факт: в Германии с ее 82 млн. населения работает столько же служащих американского внешнеполитического ведомства, как и в Индии, где живет миллиард человек. Эта «аномалия» будет устранена без промедления. Персонал из спокойных стран будет переброшен туда, где «происходят события», – в Индию, Китай, Ливан. Численность посольских сотрудников в этих государствах увеличится.
Но административная реформа имеет четкую политическую подоплеку. Главная ее задача, говорит Райс, – «поддержать демократические движения и институты в каждой стране». Вашингтон, конечно, и раньше неоднократно высказывался в этом духе. Однако ныне к походу за всемирную демократию должна гораздо более активно подключиться дипслужба. Сотрудники Госдепа, в частности, будут обязаны способствовать «созданию сил быстрого реагирования» и действовать в тесном контакте с военными в странах, где возникли внутренние конфликты.
Под реструктуризацию попало и Агентство по международному развитию США – учреждение, которое занимается распределением американской экономической помощи за рубежом. Рэндал Тобиас, глава агентства, получит кабинет и свой штат во внешнеполитическом ведомстве. Хотя слияние агентства с Госдепом не предусматривается, Тобиас обретет статус, равнозначный заместителю госсекретаря.
Несколько чиновников агентства в частных беседах с репортерами высказали опасения, что теперь американская экономическая помощь превратится в чисто политический инструмент. Но Кондолизу Райс это, очевидно, не смущает. «Высшая цель, – заявила она, – состоит в том, чтобы избавить мир от тирании». И ради того, чтобы добиться ее, все чиновники должны, не покладая рук, трудиться как одна команда.