0
559
Газета В мире Интернет-версия

01.02.2006 00:00:00

Пока без санкций

Тэги: иран, ядерная программа, магатэ, ес, оон


иран, ядерная программа, магатэ, ес, оон Глава МИД РФ Сергей Лавров может быть доволен, что в Лондоне прошло именно его предложение.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Главный международный орган, отвечающий за вопросы войны и мира, – Совет Безопасности ООН – в самое ближайшее время рассмотрит вопрос об иранской ядерной программе. Об этом было объявлено вчера в Лондоне по итогам совещания глав внешнеполитических ведомств шести стран, непосредственно вовлеченных в обсуждение иранской ядерной проблемы. Этим решением крайне недовольны в Тегеране.

Во встрече, занявшей вечер понедельника и утро вторника, участвовали министры иностранных дел России, Великобритании, ФРГ, КНР, Франции и госсекретарь США. Иначе говоря, были представлены все постоянные члены Совета Безопасности ООН и в полном составе ведущая с Ираном переговоры по этой теме «европейская тройка», включая не являющуюся членом СБ Германию.

Согласие, достигнутое в Лондоне, предопределяет решение назначенной на 2 февраля внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ по вопросу об иранской ядерной программе. И даже, как предсказывают эксперты, возможно, подразумевает, что Россия и Китай не станут воздерживаться при голосовании, а поддержат соответствующий проект резолюции.

Главная особенность договоренности в том, что она согласована между западными странами, с одной стороны, и Россией и Китаем – с другой. И в этом ее главная – и неожиданная – особенность. Принятию решения не помешал предпринятый накануне очередной дипломатический ход Тегерана – сделанное в Брюсселе его представителями обещание не начинать промышленного обогащения урана в случае продолжения переговоров по этой проблеме.

Как заявил министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, предполагается, что МАГАТЭ проинформирует об иранской ядерной программе Совет Безопасности ООН, однако последний не будет принимать каких-либо мер в отношении Ирана до марта, когда должен быть представлен более полный официальный доклад МАГАТЭ.

Это разъяснение руководителя британской дипломатии свидетельствует о том, что лондонская договоренность практически отражает предложенную Москвой (см. «НГ» от 30.01.06) «взвешенную» схему: сначала обсудить проблему в СБ, затем предложить МАГАТЭ найти ее дипломатическое решение, и лишь потом возможно рассмотрение дальнейших вариантов действий. В то же время эта схема не исключает возможности того, что западные страны могут поднять на этом, более позднем этапе вопрос о санкциях против Тегерана.

Вот как прокомментировали вчера лондонскую договоренность в МИД России: «Между участниками был достигнут компромисс. Министры условились, что по итогам внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ 2–3 февраля Совет Безопасности ООН будет лишь информирован, а его возможные действия откладываются как минимум до марта сего года, когда Совет управляющих МАГАТЭ соберется на очередное заседание».

Как отмечают на Смоленской-Сенной, «есть единодушное мнение участников встречи добиваться урегулирования иранской ядерной проблемы дипломатическими средствами. При этом общая позиция одобривших заключительный документ встречи состоит в том, что Ирану необходимо восстановить мораторий в полном объеме на деятельность, связанную с обогащением урана, включая НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)».

В Вашингтоне довольны принятым решением, несмотря на его компромиссный характер. «Это наиболее сильное заявление из всех, на которые мы могли надеяться», – заявил агентству Рейтер высокопоставленный американский дипломат.

В то же время Тегеран не скрывает своего раздражения. Как заявил вице-президент Ирана, руководитель иранской Организации по атомной энергии Голамреза Агазаде, передача иранского досье в Совет Безопасности ООН «не имеет правовых оснований». Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани считает даже, что «передача иранского досье или информирование о нем СБ ООН неконструктивно и означает конец дипломатии».

Несмотря на резкие высказывания, звучащие из Тегерана, в Москве считают, что лондонские договоренности не приведут к отмене российско-иранских консультаций по проекту создания совместного предприятия по обогащению урана на российской территории. По словам официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, «такая встреча не отменяется, и сейчас решается, в каком формате она будет проводиться». «Мы попытаемся сделать все, чтобы Иран вернулся в режим моратория», – заявил Камынин.

Свое мнение о достигнутой в Лондоне договоренности высказали «НГ» американский и российский эксперты в области международных отношений. По мнению директора Московского центра Карнеги Роуз Геттемюллер, «достигнутое в Лондоне соглашение – это классический дипломатический компромисс». Как считает эксперт, специализирующийся на тематике нераспространения оружия массового уничтожения, компромисс состоит в том, что «Россия и Китай, выступающие против введения санкций в отношении Исламской Республики через резолюцию Совета Безопасности, дали принципиальное согласие на передачу «досье» в СБ. Запад же, в свою очередь, согласился с этим повременить, хотя поначалу выражал готовность к немедленным жестким действиям».

В то же время, по мнению Геттемюллер, то, что участники лондонской встречи смогли добиться согласия, не означает, что они будут демонстрировать аналогичное единство и в дальнейшем. В этом смысле очень многое будет зависеть от выводов, содержащихся в мартовском докладе Мохамеда Эль Барадея.

В то же время заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк не исключает возможных необъявленных договоренностей, стоящих за лондонским решением. Они могут затрагивать наиболее болезненную для Тегерана тему – безопасность Ирана. Как отмечает эксперт, одной из мотивировок жесткого поведения иранских представителей на переговорах и вне их являются ссылки на угрозу, которую представляют США для Ирана. Со своей стороны, Вашингтон ничего не сделал для того, чтобы развеять эти опасения. Он неоднократно угрожал иранцам силой, американское военное присутствие в регионе лишь делает эти угрозы реальными, подкрепляя опасения иранцев. На этом фоне возможные закулисные обещания ненападения могли бы помочь решению проблемы и, возможно, в какой-то форме прозвучали.

Как считает российский эксперт, лондонские договоренности означают и определенные подвижки в позициях Москвы и Пекина, отражающие их обеспокоенность по поводу угрозы распространения атомного оружия. Проблема нераспространения в Азии имеет особое значение для России, считает эксперт, так как речь идет о близлежащем регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1752
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4297
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2358
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2674

Другие новости