Фото Reuters
Пекин сделал резкое предупреждение Токио после того, как премьер-министр Японии Санаэ Такаити высказалась за отказ от трех безъядерных принципов. Они гласят, что Япония не будет обладать ядерным оружием, его производить и разрешать его ввоз на свою территорию. Глава японского правительства увязала этот вопрос с положением вокруг Тайваня. По ее словам, военный конфликт из-за острова представлял бы собой смертельную угрозу для Японии. Поэтому она будет вынуждена послать вслед за США свои военные части на выручку Тайваню.
Пекин ответил без промедлений. Он не ограничился протестом на словах и призвал граждан КНР не ездить в Японию, поскольку на них там может кто-то напасть. Так оно или нет, но Токио формулирует свою политику по Китаю более агрессивно, чем Вашингтон, который не оставил надежд добиться компромисса с Пекином.
В результате наблюдатели в Токио и Пекине выразили опасение, что отношения двух держав приближаются к черте, за которой возможен полный разрыв. Последний раз столь острая вспышка напряженности отмечалась в 2012 году. Тогда спор шел о том, кому принадлежат острова Сенкаку (Дяоюйдао). Сейчас же, по словам представителя МИД КНР, Токио сделал откровенно провокационное заявление, касающееся Тайваня. Поэтому МИД и посольство Китая в Японии «убедительно призывают» граждан КНР не ездить в Японию.
Китайские авиаперевозчики, возможно, получив предписание властей или из предосторожности объявили, что будут возвращать деньги пассажирам, купившим билеты в Японию. Это отнюдь не показной жест. Япония для китайских туристов была чрезвычайно популярным местом, где можно провести отпуск. Японии это приносило выгоду в финансовом плане. Оборотной стороной медали был всплеск настроений против Китая, передает агентство АР. Правда, пока не ясно, сильно ли повлияет призыв Пекина на китайских туристов.
Туризм – это чувствительный, но не главный элемент в отношениях между Токио и Пекином. Они могут стать еще более напряженными из-за политики Такаити, которая собирается укрепить мощь японских вооруженных сил. Ведь она заявила не на пресс-конференции, а в парламенте, что китайская атака на Тайвань может представлять собой «экзистенциальную угрозу» для Японии. А посему Вооруженные силы Японии должны быть приведены в действие для отражения этой угрозы.
Это вызвало совершенно недипломатическую по языку реакцию со стороны китайского генерального консула в городе Осака, который сказал, что японского премьера оставят без головы. Позже Пекин открестился от этой реплики консула.
Китай предъявляет претензии на Тайвань, считая его частью своей территории. В последние годы он проводил рядом с островом военные учения. Ни Япония, ни США не имеют дипломатических отношений с Тайванем. Но США – главный поставщик оружия острову, они не раз заявляли, что выступают против применения силы Китаем. Конфликт этот затяжной, причем и США, и Китай в последние пару лет не делали резких движений, которые могли накалить атмосферу. Более того, президент США Дональд Трамп высказывался не раз за договоренность с КНР по широкому кругу вопросов, говорил даже, что может посетить Китай и провести переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Они могли стать продолжением бесед лидеров двух держав, состоявшихся в прошлом месяце в Южной Корее.
В этом свете заявление Такаити о возможности послать войска на помощь Тайваню выглядит как попытка подтолкнуть Америку занять более жесткую позицию в китайском вопросе. При этом Такаити заручилась поддержкой ведущих членов своего кабинета. Так, министр обороны Синдзиро Коидзуми предложил внести изменения в стратегию развития подводного флота Японии. Она будет создавать субмарины с ядерным двигателем. Это означает отход Японии от трех безъядерных принципов.
В беседе с «НГ» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «В Японии многие политики давно говорили, что безопасность Тайваня и безопасность Японии взаимно связаны. Это прямо сказал впервые премьер Синдзо Абэ. Но сделал он такое заявление, когда уже был в отставке. А Такаити, ученица и протеже Абэ, продолжат его националистический курс во внешней политике. Она взяла резкий старт по наращиванию военной мощи Японии. Премьер намерена пересмотреть документы доктринального характера, которые определяют оборонную политику страны. А это ничего хорошего не сулит ни отношениям с Китаем, ни с Россией, ни с Северной Кореей».

